Дипломная работа: Бюджетное регулирование экономики Республики Казахстан
ВВЕДЕНИЕ
1 ХАРАКТИЕРИСТИКА БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕСА И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РК
1.1 Понятие бюджетного устройства и бюджетной политики
1.2 Принципы построения бюджетной системы и методы бюджетного регулирования
1.3 Вопросы бюджетного регулирования в мировой практике
2 ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МЕХАНИЗМА БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Анализ распределения расходов местного бюджета (на примере Карагандинской области)
2.2 Особенности формирования доходных источников местных бюджетов (на примере Карагандинской области)
2.3 Вопросы бюджетного регулирования местных бюджетов (на примере Карагандинской области)
3. ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Межбюджетных ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
? ?????? ??????????? ???? ???????????????? ???????? ??????????, ??????? ? ?????? ?????????, ?????????? ????????? ?? ?????? ???????? ???????? ???????????. ????????????? ?????????? ?????????????? ???????????-????????????? ????? ??????????????? ??????? ? ???????? ?????? ? ???????????? ?????????????? ???????????? ??????????????? ?????????? ???????????? ?????????? ? ?????????????.Развитие экономики во многом определяется состоянием финансовой системы страны. Роль, место и значение финансовых, кредитных бюджетных отношений в развитии государства очевидны, поскольку от состояния этих отношений зависит достижение оптимального уровня таких макроэкономических показателей, как прирост валового внутреннего продукта, уровень безработицы и инфляции, состояние платежного баланса, валютного курса и других.
Вместе с тем, реформирование всей финансовой системы Республики Казахстан обусловило коренную перестройку ее основного звена - бюджетной системы. Логическим продолжением ее реформирования стала разработка и принятие нового бюджетного законодательства - Бюджетного кодекса Республики Казахстан от от 4 декабря 2008 года N 95-IV.
Важнейшим стратегическим приоритетом государственногорегулирования экономики является целенаправленное формирование и использование финансового потенциала. В условиях обеспечения устойчивой экономики решение социально-экономических задач требуют качественно нового ресурсного подхода, отражающего с одной стороны, интенсивное развитие рыночной инфраструктуры, а с другой - сохранение функциональной значимости общественного сектора.
Большую роль в стратегическом обновлении финансового пространства играет государство, в ведении которого находится особо важная часть финансового потенциала - бюджетные ресурсы. В современных условиях, бюджет - основной инструмент воздействия государства на рост экономики и жизненного уровня населения [1, с. 3].
Экономические и политические реформы, проводимые в Республике Казахстан с начала девяностых годов, не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Проводимая в жизнь бюджетная политика в Республики Казахстан строится в последние годы на повышение сбалансированности межбюджетных отношений. Бюджетные отношения ориентированы на выполнение приоритетов, обеспечивающих максимальную концентрацию финансовых ресурсов на региональном уровне, и погашении государственного долга в целях накопления средств, для дальнейшего экономического роста. За последние годы в бюджетной системе республики произошли определенные изменения, касающиеся структуры доходов и расходов бюджета, источников финансирования его дефицита. Тем не менее, система межбюджетных отношений находится еще на стадии становления и до сих пор продолжаются поиски нахождения оптимального механизма, с учетом особенностей социально-экономического развития отдельных регионов страны.
Бюджетная политика государства, ориентированная на устойчивое развитие экономики страны, не может быть успешно реализована без построения эффективной системы межбюджетных отношений, максимально учитывающей экономические, региональные и социальные интересы всех участников бюджетного процесса.
Основные разработки за последние годы сосредоточены на упорядочение межбюджетных отношений между республиканским бюджетом и бюджетами областей и в гораздо меньшей степени - на внутрирегиональном уровне, что не обеспечивает комплексного подхода к решению проблемы [2, с.3].
В реформировании бюджетной системы имеется ряд проблемных вопросов. Это отсутствие стабильности в распределении расходов и доходов, межбюджетных трансфертов между уровнями бюджетов, неоднократные изменения функций уровней управления, необеспеченность их бюджетными ресурсами, изъятие вышестоящими органами излишков средств нижестоящих бюджетов в вышестоящие путем частых уточнений нормативов распределения доходов или размеров межбюджетных трансфертов.
В настоящее время перечисленные выше проблемы бюджетной системы приводят к значительной разнице между запланированными объемами и фактическими бюджетных поступлений. Так, по состоянию на 1 февраля 2009 года доходы государственного бюджета исполнены на 105,5% при плане 195,9 млрд.тенге фактическое поступление составило 206,6 млрд.тенге. План государственного бюджета на 1 февраля 2009 года по налоговым поступлениям исполнен 104,9% или перевыполнение составило 7,8 млрд.тенге. Неналоговые поступления перевыполнены на 2,1 млрд.тенге, или на 139,9%. Поступления от продажи основного капитала перевыполнены на 0,9 млрд. тенге или на 151,0%. Поступления трансфертов исполнены на 100%. Подобная ситуация наблюдается и в области исполнения расходной части как республиканского так и местных бюджетов.
Хотя статистика последних лет и показывает перевыполнение плана по бюджетным поступлениям, в отдельных областях Республики Казахстан показатели по отчислениям в бюджет ниже запланированных, а расходная часть бюджетов этих областей порой превышает запланированный объем.
Данные проблемы в условиях своевременного финансового кризиса способны подорвать бюджетную систему Республики Казахстан. Именно поэтому данные проблемы должны быть в числе решаемых в первую очередь. Решение проблем современной бюджетной системы Казахстана должно опираться на разграничении властных полномочий между различными уровнями бюджетной системы.
Интерес к совершенствованию бюджетной системы Республики Казахстан через разграничение властных полномочий между различными уровнями бюджетной системы объясняет актуальность темы дипломной работы.
Цель дипломной работы - изучение теории и практики развития методов бюджетного регулирования в бюджетной политики государства. Исходя из поставленной цели, в работе рассматриваются: теоретические основы реформирования бюджетной системы Республики Казахстан, основные направления механизма бюджетного регулирования в Республике Казахстан на современном этапе, вопросы совершенствования межбюджетных отношений в бюджетной системе Республики Казахстан.
Задачами дипломной работы являются:
1. изучение теоретической основы построения бюджетной системы;
2. рассмотрение мировой практики бюджетного регулирования;
3. анализ расходной и доходной частей областного бюджета (на примере Карагандинской области); вопросы бюджетного регулирования местных бюджетов;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--