Дипломная работа: Богословско-историческое обоснование догмата иконопочитания
студента V курса сектора экстерната
Костромской Духовной Семинарии
иерея Мирослава Рыжего
Научный руководитель:
проректор по учебной работе
Костромской Духовной Семинарии,
кандидат богословия
Андрианов Г.В.
Кострома
2010
Оглавление
Введение
Глава I Божественное Откровение о священных изображениях
1.1 Ветхозаветные основы иконопочитания
1.2 Новозаветные основания иконопочитания
Глава II. История догмата иконопочитания
2.1 Раннехристианские изображения
2.2 V-VI Вселенский собор о священных изображениях
2.3 Возникновение и сущность иконоборчества
Глава III Учение Церкви об иконопочитании
3.1 Православное определение иконы
3.2 Икона и первообраз
3.3 Сущность иконопочитания
Заключение
Библиография
Источники
Пособия
Введение
Деяние VI Вселенского Собора (787г.) гласит: «Что слово сообщает через слух, то живопись показывает молча через изображение» [1] .
Догмат иконопочитания имеет непреходящее значение как для Православной Церкви в целом, так и для каждого христианина в отдельности. Этот догмат - камень преткновения в диалогах с другими религиями и некоторыми христианскими деноминациями, не признающими иконопочитание.
В тоже время догмат иконопочитания – приобретает свою высоту только при правильном его изъяснении. Там, где такая работа не ведётся, поклонение иконам теряет свой истинный смысл и подменяется чем-то другим. Протопресвитер Александр Шмеман (†1983) писал: «В массах иконопочитание преломлялось иногда грубым и чувственным суеверием… Появился обычай брать иконы в восприемники детей, примешивать соскобленную с икон краску в евхаристическое вино, причастие класть на икону, чтобы получить его из рук святых и т.д. … Иными словами, с иконопочитанием происходило то, что раньше происходило часто с культом святых и почитанием мощей. Возникнув на правильной христологической основе, как плод и раскрытие веры Церкви во Христа, — они слишком часто отрываются от этой основы, превращаются в нечто самодовлеющее, а, следовательно, ниспадают обратно в язычество» [2] .
По мнению известного иконописца Л.Успенского (†1987), настоящее положение христианства в мире принято сравнивать с его положением в первые века его существования, но если в первые века христианство имело перед собой мир языческий, то в наши дни оно стоит перед миром дехристианизированным, возросшим на почве отступничества. Перед лицом этого мира Православие призывается во свидетельство Истины, которое оно несет своим богослужением и иконой. Отсюда необходимость осознать и выразить догмат иконопочитания в применении к современной действительности, к запросам и исканиям современного человека [3] .
Целью свой работы мы видим попытку провести богословско-исторический анализ догмата применительно к реалиям современности. В работе используется исторический метод исследования, в связи с тем, что богословское обоснование догмата формировалось на протяжении нескольких столетий и потом неоднократно обсуждалось вновь. Контраргументы наших оппонентов, взятые в историческом контексте, сводятся к нескольким позициям и повторяются.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--