Дипломная работа: Деятельность социального педагога по оказанию эффективной помощи многодетным семьям
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования проблем многодетных семей
1.1 Понятия: «семья», «многодетная семья»
1.2 Категории и функции многодетной семьи
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование социально-педагогической помощи многодетным семьям
2.1 Анализ нормативно-правовой базы
2.2 Обобщение опыта работы социального педагога с многодетными семьями
2.3 Практические рекомендации социальному педагогу по работе с многодетными семьями
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Актуальность исследования состоит в том, что семья выступает как важный фактор развития личности. Семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит, что в семье возможны различные ценностные ориентиры, различные критерии оценок жизненных явлений, идеалы, точки зрения, убеждения, влияющие на формирование семейных традиций.
Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека. В семье ребенок включается в жизненно важные виды деятельности. Семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.
Семейный климат – это жизнь родителей, их отношения между собой и с детьми, духовная культура семьи. Благополучию ребенка способствует благожелательная атмосфера, такая атмосфера семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет развитие ребенка.
Каждое общество формирует семью по образу и подобию своему. В настоящее время российская семья переживает сложный период своего развития: осуществляется переход от традиционной модели семьи к новой, современной, меняются виды семейных отношений. Возрастает число разводов, снижается рождаемость, увеличивается количество детей рожденных вне брака. В условиях нынешнего демографического кризиса в России особую актуальность приобретают как теоретические проблемы, связанные с многодетной семьей, так и практические вопросы социальной работы с этими семьями.
Из статистики известно, что сегодня в многодетных семьях воспитываются около 20% всех детей в стране. В Алтайском крае (данные 2006 года) 11600 многодетных семей. Очень важно осмыслить нынешнее положение этой категории семей, а также пути улучшения помощи, поддержки.
Проблемам семьи уделяли внимание Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. В последнее десятилетие XX и начало XXI века крупный вклад в разработку различных аспектов проблемы семьи и семейного воспитания внесли отечественные педагоги: А.И. Антонова, Ю.Г. Азаров, А.Г. Харчев, О.Л. Зверева, А.В. Орлова, Е.И. Зритнева, Н.Ф Дивицина, Т.И. Шульга, Т.В. Лодкина.
Возникает противоречие между достаточно широкой базой теоретических исследований по проблемам семьи, в том числе и многодетной семьи, и недостаточно разработанными практическими шагами, средствами социально-педагогической помощи многодетным семьям.
Цель исследования: выявить основные проблемы современной многодетной семьи.
Объект исследования: многодетная семья.
Предмет исследования: деятельность социального педагога по оказанию эффективной помощи многодетным семьям.
Гипотеза исследования основана на том, что социально-педагогическая помощь многодетной семье будет намного эффективнее, если будут учтены и реализованы следующие условия:
1. своевременная диагностика внутрисемейных отношений, осмысление основных проблем многодетных семей;
2. изучение личности подростка многодетной семьи;
3. исследование социализирующих возможностей образовательного учреждения при поддержке многодетных семей;
4. определены меры социально-педагогической помощи многодетным семьям;
5. усилена систематическая государственная поддержка данной категории семьи.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--