Дипломная работа: Эффективность формирования речевого этикета в процессе кружковой работы и в процессе уроков культуры речи

Введение

Искусство быть приятным собеседником помогает человеку в личной жизни и профессиональной деятельности. Основные правила данного искусства: умение правильно выбрать тему беседы; избегать спорных и запретных тем; уступать и при необходимости менять тему; следить за красотой и правильности своей речи; соблюдать речевые манеры.

Соблюдение речевого этикета помогает младшему школьнику развивать общение с детьми и взрослыми. С его помощью ребенок может настроить окружающих на доброжелательное отношение к себе, выразить радость, желание, просьбу, обиду, недовольство, отстоять свое мнение. Учитель, учитывая возрастные и психологические особенности детей, временные и другие возможности, может выделить на изучение речевого этикета всего несколько занятий.

Проблема эффективности речи особенно важна сегодня, когда растет значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально-активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения считается развитие речевой деятельности учащихся.

Актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили выбор объекта, предмета, цели, гипотезы исследования.

Объект исследования: процесс обучения младших школьников основам речевого этикета.

Предмет исследования: содержание и организация кружка «Я умею общаться».

Цель: сравнить эффективность формирования речевого этикета в процессе кружковой работы и в процессе уроков культуры речи.

Гипотеза: кружок «Я умею общаться» будет способствовать усвоению младшими школьниками основ речевого этикета, если его содержание будет направлено на социально значимые для младших школьников ситуации, а приемы будут соответствовать возрастным особенностям учащихся.

Задачи исследования:

1.проанализировать научную литературу по теме исследования;

2.выявить актуальный уровень владения младшими школьниками речевым этикетом;

3.разработать и апробировать программу кружка «Я умею общаться»;

4. провести анализ результатов экспериментальной работы.

Методы исследования:

1.аналитический;

2.наблюдение за учебным процессом в школе;

3.эксперимент;

4.статистическая обработка данных.


1. Теоретические основы методики обучения младших школьников речевому этикету

1.1 Методические основы развития речевой деятельности младших школьников

Речь – один из видов общения, который необходим людям в их современной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом искусства.

Речь – результат согласованных действий многих областей головного мозга: механизмов, воспринимающих речь, обеспечивающих понимание услышанных слов и предложений, механизмов, формирующих содержание ответа, и механизмов, обеспечивающих программы движений, которые нужны для артикуляции звуков и звукосочетаний речи, отсюда идут команды на речевые мышцы. Координация деятельности этих механизмов требует длительных тренировок, пока восприятие речи и собственная речь не начнут взаимодействовать, что внешне выражается в быстрых, четких речевых реакциях, в хорошем произношении, в богатстве и выразительности речи. Речевая активность – важнейшее качество формирующейся личности, она является залогом успешного интеллектуального развития, но и составной частью социального становления, социальной активности личности. Речевая активность человека выражается в готовности в различных жизненных ситуациях быстро сориентироваться и ответить на вопрос, шуткой разрядить напряженность, написать заметку в газету, письмо, выступить с докладом, объяснить доходчиво какой-то материал, прочитать лекцию, вести личный дневник. К сожалению, современный десятиклассник не всегда обладает этими умениями.

Речь разнообразна. Это и разговор друзей, и горячий призыв оратора, и ответ ученика у доски. В ситуациях речь выступает в различных формах. Речь бывает внутренней и внешней.

Внутренняя речь – это речь мысленная, протекающая, хоть на языковом материале, но без отчетливых внешних проявлений. Она отрывочна, лишена четких грамматических форм.

Внешняя речь – это речь-общение, речь для других. Она рассчитана на восприятие, на то, чтобы говорящего поняли его собеседники и слушатели.

Речь представляет собой очень сложное и в то же время, дифференцированное явление: это и фонетика, и лексика, морфология и синтаксис, орфография и пунктуация.

В начальном курсе русского языка все более четко выступают две взаимосвязанные подсистемы: языковое образование и речевое развитие. При этом знания по языку и речеведению составляют для учащихся фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями. Развитие речевой деятельности на уроках русского языка происходит неразрывно с изучением разделов русского языка. Сегодня приходится констатировать, что, несмотря на значительное внимание к речевому развитию учащихся, наблюдаемое в последние годы, эти задачи решаются не полностью. И речевая среда, в которой растет ребенок, не всегда удовлетворяет школу, и обучение речи пока страдает большими недостатками.

Речь конкретного человека – это отражение его общей культуры. Поэтому речь должна отвечать определенным требованиям:

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 321
Бесплатно скачать Дипломная работа: Эффективность формирования речевого этикета в процессе кружковой работы и в процессе уроков культуры речи