Дипломная работа: Эмоциональное развитие дошкольников в учебно воспитательном процессе как психолого педагогическая
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Содержание
Введение
Глава I. Эмоциональное развитие дошкольников в учебно-воспитательном процессе как психолого-педагогическая проблема
1.1 Особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольников в учебно-воспитательном процессе
1.2 Специфика организации педагогического процесса в дошкольном учреждении
Глава II. Коррекция эмоциональной сферы дошкольников в процессе учебных занятий в дошкольном учреждении
2.1 Этапы и методы опытно-экспериментального исследования
2.2 Организация и проведения учебных занятий в дошкольном учреждении
2.3 Оценка влияния учебных занятий на коррекцию эмоциональной сферы дошкольников
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Современный этап развития общества выражает подход к человеку как к ценности, творцу самого себя, все это заставляет по-новому взглянуть на сущность учебно-воспитательного процесса не только в ВУЗе, в школе, но и в дошкольном учреждении.
В дошкольном возрасте эмоции играют большую роль в развитии ребенка: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение недоступно. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха и от голода.
В дошкольном возрасте ребенок усваивает "язык чувств" – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонация голоса и тому подобное (11).
С другой стороны ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок в отличии от двухлетнего уже может не только показывать страх или слезы. Он обучается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них.
Но дошкольники все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении.
Для практического психолога поведение ребенка, выражение им чувств – важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.
В дошкольной педагогике разработан достаточный теоретический материал и практический опыт по коррекции эмоциональной сферы дошкольников, как в процессе учебных занятий так и вне. (Изард К., Чистякова М.И., Урунтаева Г.А.)
Однако практика последних лет в дошкольных учебных заведениях выявила существенные недостатки в методическом обеспечении коррекции эмоциональной сферы дошкольников в процессе учебных занятий. Результаты наших исследований свидетельствуют, что детям дошкольного возраста присущ высокий уровень тревожности. Они чувствуют себя изолированными в семье, не владеют навыками конструктивного общения.
Учитывая выше изложенное нами была определена тема исследования, направленная на коррекцию эмоциональной сферы дошкольников в процессе учебно-воспитательной работы.
Цель исследования: разработка специальных учебных занятий по коррекции эмоциональной сферы у детей в дошкольном учреждении.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в дошкольном учреждении.
Предмет исследования – содержание специальных занятий по коррекции эмоциональной сферы дошкольников.
Гипотеза исследования – система проведения специально организованных учебных занятий является эффективным способом коррекции эмоциональной сферы дошкольников.
В соответствии с целью, объектом, предметом последовательно в работе решались следующие задачи:
- изучить состояние проблем коррекции эмоциональной сферы дошкольников в психологической теории;
- проанализировать состояние проблемы в практике работы дошкольного учреждения;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--