Дипломная работа: Формирование чувства малой родины у школьников при изучении темы "География городов" (на примере Курской области)

Cодержание

Введение.

Глава 1. Этапы развития географии городов России.

1.1 Первый этап развития географии городов России.

1.2 Второй этап развития географии городов России.

1.3 Геоурбанистика – новый этап развития географии городов.

Глава 2. Географии урбанизации городов.

2.1 Общие свойства и особенности города.

2.2 Город как система.

2.3 Типология городов.

2.4 Рынок городских земель.

Глава 3. Размещение, развитие городов Курской области.

3.1 История формирования городов.

3.2 Функции городов.

3.3 Проблемы и перспективы развития.

Глава 4. Проблема формирования чувства малой родины у школьников.

4.1 Нравственное воспитание школьников.

4.2 Гражданское воспитание как часть нравственного.

4.3 Краеведение в воспитательном и образовательном процессе.

.


Введение

Город — особое, ни с чем не сравнимое творение ума и рук человеческих. Это среда жизни всевозрастающего числа людей и место концентрации различных, делающихся все более разнообразными видов деятельности. За городами закрепилось название двигателей прогресса. В них рождается и из них распространяется новое. Это творческие лаборатории, духовные мастерские человечества.

Город как форма расселения имеет множество неоспоримых достоинств, которые, увы, сочетаются с неменьшим числом очевидных недостатков. Эта противоречивость породила и продолжает питать бесконечные споры о городе, его эффективности и просто о праве на существование. Одним города кажутся вечными, другие мечтают о времени, когда городов не будет, по крайней мере городов-гигантов.

Один из крупнейших архитекторов нашего столетия Франк Ллойд Райт назвал свою книгу “Исчезающий город”. Еще раньше, на рубеже веков, возникли проекты городов-садов, которые должны были, по мысли их авторов, прийти на смену городам-гигантам. Когда в середине нашего века началось бурное развитие пригородов, в которые устремилось население из городских центров, это было воспринято как начало новой эры — урбанизации без городов.

Однако предсказания о том, что “городам приходит конец”, не сбылись. Города продемонстрировали удивительную живучесть и умение жить в изменяющемся мире. Сейчас, накануне XXI в., когда уже можно ретроспективно представить причудливый ход урбанизационных процессов в завершающемся столетии, мы видим, что XX в. был веком урбанизации и заканчивается он на высокой урбанистической ноте. Роль городов усилилась. Они получили необычайное развитие, не растворились в агломерациях. Их значение не подорвано развитием техники связи. Городам не нашлось замены.

В городах сосредоточилось огромное историко-культурное наследие. Они хранят шедевры зодчества, историческую память стран и народов, представляет собой каменную летопись человечества. И сами по себе как сложнейшее творение ума и рук человеческих, труда многих поколений они есть величайшая ценность. Особое значение городов и в том, что они создают условия для движения человечества вперед. Они обладают арсеналами информации, соединяют разные сферы деятельности, на пересечении которых возникают точки роста в культуре, науке, технике, политике. Им присуща особая атмосфера общения, многоконтактная среда. Будучи местами концентрации многих проблем общества, города в то же время являются и средством их решения.

Изучение городов необходимо для того, чтобы сделать их более удобными для жизни людей, т.е. обеспечить им лучшие условия для выполнения исключительно важных обязанностей. Справедливо замечено: чем города становятся сложнее, тем больше усложняется знание о них. Многогранность города как социального организма, фокуса территории, коммунально-хозяйственного комплекса, градостроительной системы требует участия в исследовании его проблем представителей многих наук, высказываются скептические мнения о возможности построить всеобъемлющую единую науку о городе. Его исключительная сложность свидетельствует о резонности таких суждений. Ho создать географическое учение о городе, к чему призывал ваш соотечественник И.М.Маергойз, возможно. Географические идеи и концепции необходимы для раскрытия фундаментальных свойств города. Географическим подходам свойственна комплексность, соответствующая природе этого комплексного объекта. География рассматривает город (как и другие изучаемые ею объекты) на разных территориальных уровнях, что и открывает путь к исследованию города как системы в системе Городов, по удачному выражению видного американского географа Б.Берри. География предлагает рассматривать его как экосистему, что позволит плодотворно изучать экологические проблемы современного мира.

Социальная география помогает познать город как своеобразный “демографический котел”, в котором происходят очень сложные социальные и демографические процессы. Как среда, как социальный организм он существенно влияет на демографическое поведение людей, на их социальное расслоение. В нем не только создаются благоприятные условия для расцвета человеческой личности, но и возникают явления социальной патологии. В городе соседствуют очаги высокой культуры и гнезда преступности.

География раскрывает особенности географического положения города — этого специфического ресурса, едва ли не самого главного для его развития. География обязывает рассматривать город вместе с окружением, выступающим его партнером и одновременно дополнением, а также вместе с той подшефной территорией, которую он обязан обслуживать и опекать. Изменения в городе вызывают ответную реакцию в окружающем районе — своего рода “пространственный резонанс”. Управляя развитием города, можно управлять и развитием района.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 212
Бесплатно скачать Дипломная работа: Формирование чувства малой родины у школьников при изучении темы "География городов" (на примере Курской области)