Дипломная работа: Формирование интереса к иностранному языку у учащихся пятого класса
Московский государственный открытый педагогический
университет им. М.А. Шолохова
Факультет иностранных языков
Дипломная работа
Формирование интереса к иностранному языку у учащихся пятого класса
студентки 5 курса очного
отделения
Буркиной Ксении Ивановны
Руководитель: д. п. н.
Лаврененко Л.Я.
Москва 2008
Оглавление
Введение
Глава 1. Основы формирования интереса к иностранному языку у учащихся пятого класса
1.1 Роль и функции формирования интереса к иностранному языку у учащихся пятого класса
1.2 Общие подходы к изучению формирования интереса к иностранному языку у учащихся пятого класса
1.3 Факторы, влияющие на формирование интереса к иностранному языку у пятиклассников
Глава 2. Проблема формирования интереса к иностранному языку у учащихся пятого класса
2.1 Возрастные особенности учащихся пятого класса
2.2 Методы исследования факторов формирования интереса у учащихся пятого класса
2.3 Взаимосвязь социальных и познавательных мотивов в формировании интереса к иностранному языку у пятиклассников
Заключение
Библиография
Приложение 1. Опросник “Мой класс"
Приложение 2. Методика изучения отношения к учебным предметам (Казанцева Г.Н.)
Приложение 3
Введение
Актуальность данной работы определяется тем, что знание психофизиологических особенностей учеников пятого класса необходимо для формирования интереса у них к предмету иностранный язык. Интерес, выступая "как форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым, способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами" [52, C.146], без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Актуальность формирования интереса к предмету и развития мотивации учащихся обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задачи вырабатывания у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, воспитание у них активной жизненной позиции.
Пятый класс, хотя и относят к младшему подростковому возрасту, является той самой переходной фазой между начальной школой и среднем звеном обучения. Пятиклассники вступают в "критический период онтогенеза, связанный с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системе отношений индивида" [52, C.279]. У учащихся наблюдается "бурное физическое и половое развитие" [9, C.91], продолжается интеллектуальное развитие, происходит перестройка эмоциональной сферы [32]. Под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции [5] "в этом возрасте нередко наблюдается повышенная раздражительность, чрезмерная обидчивость, вспыльчивость, резкость" [9, C.91]. А также меняются условия самой школьной деятельности. Сложность для учащегося при переходе в пятый класс заключается в том, что "успешность адаптации школьника к обучению в этом возрасте зависит от реализации преемственных связей между начальным и основным общим образованием" [4, C.5]. Пятиклассник в сравнении с вчерашним младшим школьником теперь переходит на качественно другой уровень, занимая при этом непривычно новое для него место и выполняя новые функции. Теперь он "должен устанавливать отношения не с одним, а со многими учителями, учитывать особенности их личности и требований" [9, C.91].
В пятом классе поведение младшего подростка начинает регулироваться его самооценкой, которая формируется в ходе общения с окружающими его людьми. "Изменение социальной ситуации развития подростка связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира" [52, C.279]. Именно это чувство взрослости, являющееся неким новообразованием данного периода [4], приходится учитывать в процессе обучения. Также отмечают "развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, своим возможностям и способностям" [52, C.279]. Всё это диктует свои правила обучения в пятом классе.
Анализ литературы показал, что хотя большинство источников [4], [9], [52] относят пятиклассников к младшему подростковому возрасту, единства среди авторов по этому вопросу нет. Так, одни авторы начало подросткового возраста относят к 12 годам [67], более современные источники [44], - к 10.
Также следует заметить, что существует прямая связь между формированием интереса к предмету и мотивацией, обуславливающей этот процесс. В данной работе мотивация будет рассматриваться как основное звено в формировании интереса учащихся. Проведенное исследование показало большую корреляцию этих двух терминов, по сути, ставя размытую границу между ними и приравнивая их друг к другу.
Проблемой адаптации пятиклассников к звену средней школы и вопросом формирования мотивации учения и интереса занимались Божович Л.И. [6], В.В. Давыдов [14], И.А. Зимняя [20], Е.П. Ильин [21], Леонтьев А.Н. [36], А.К. Маркова [40], Эльконин Д.Б. [67].
Цель работы - выявление факторов, влияющих на формирование интереса к иностранному языку у учащихся пятого класса.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--