Дипломная работа: Формирование оптико–пространственных представлений у младших школьников с оптической дисграфией
Дипломная работа выполнена на кафедре логопедии
К защите допускаю, К защите допускаю,
научный руководитель: зав. кафедрой:
________________________ ____________________
Декан факультета: ____________________________________________
Оглавление
Введение. 3
1. Современные научные представления об оптической дисграфией ее коррекции у младших школьников. 5
1.1.Влияние сформированности пространственно зрительного гнозиса и оптико – пространственных представлений на усвоение ребенком письменной речи. 5
1.2. Проблемные вопросы изучения оптической дисграфии. 17
1.3. Современные научные подходы коррекции оптической дисграфии. 21
2. Экспериментальное изучение нарушений оптико – пространственных представлений у младших школьников и их коррекция. 27
2.1. Выявление нарушений оптико – пространственных функций у младших школьников с оптической дисграфией. 27
2.2 Организация и содержание экспериментального обучения. 48
2.3 Оценка результатов проведенной работы.. 54
Заключение. 56
Список литературы.. 58
Приложения
Введение
Современные оптико – пространственных представлений у младших школьников базируется на фундаментальных исследованиях П.К. Анохина, Л.С. Выготский, А.Л. Лурия, Л.С.Цветковой, Т.В. Ахутиной и др., рассматривающих высшие психические функции как сложные системы, имеющие многоуровневые иерархические строения. В функциональной системе дисграфии тесно связанны друг с другом речевые и зрительные компоненты, каждый из которых имеет особое значение для формирования определенных операций оптико – пространственных представлений. (Т.А.Алтухова, С.Ф.Иваненко, Л.С.Цветкова). Выбор конкретных приемов и методов зависит от типа дисграфии.[3, 45]
Трудности овладения навыком письма учащимся начальных классов общеобразовательной школы выявляются довольно часто. Имеется ряд работ, посвященных коррекции нарушений письма учащихся общеобразовательных школ (И.Н. Садовникова, А.Ф.Спирова, А.В. Ястребова). В отдельных исследованиях представлен анализ некоторых механизмов нарушения письма (О.Б.Иншакова, А.Н.Корнев, Р.Е.Левина).[3, 30] В тоже время многие теоретические вопросы трудностей обучения письму остаются малоизученными. В целом форрмирование навыка письма изучено мало.
Темой дипломной работы является «Формирование оптико – пространственных представлений у младших школьников с оптической дисграфией».
Таким образом, актуальность нашего исследования определяется значимостью проблемы трудностей обучения письму младших школьников общеобразовательной школы.
Проблема исследования: каково состояние оптико – пространственных представлений у младших школьников общеобразовательной школы, у которых выражена оптическая дисграфия письма появляющаяся в 1-2 классе. Это составляет цель моего исследования.
Объект оптическая дисграфия и ее коррекция у учащихся начальных классов.
Предметом исследования являются особенности оптико – пространственных представлений у младших школьников и их влияние на усвоение навыков письма.
Гипотеза – Разработанные нами рекомендации окажут логопеду существенную помощь при коррекции недостатков оптико – пространственной дисграфии и повлияет тем самым на качество усвоения навыков письма.
В соответствии с целью и предметом были поставлены следующие задачи ;
1. На основе изучения теоретических источников дать характеристику о роли сформированности недостатков письма, и его усвоение.
2. Обследовать специфические ошибки письма у младших школьников.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--