Дипломная работа: Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников в учебном процессе

Введение

Глава І Теоретико-методологические основы исследования формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников

1.1 Понятие «ценность», виды ценностей и «ценностное отношение»

1.2 Понятие и сущность здорового образа жизни

1.3 Условия формирования здорового образа жизни младших школьников в процессе обучения

Глава II Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе обучения

2.1 Констатирующий этап

2.2 Формирующий этап

2.3 Контрольный этап

Заключение

Список литературы

Приложение


ВВЕДЕНИЕ

Выдающийся физиолог И.П.Павлов в 1935 году произнес замечательные слова: «Человек – высший продукт земной природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным, умным. И физиолог обязан научить людей, как правильно, то есть полезно и приятно, работать, отдыхать, питаться, как правильно думать, чувствовать и желать». (61, с. 20) А задолго до него, в середине IX века знаменитый английский философ и психолог Герберт Спенсер решил «рассматривать по степени важности главные предметы действия, составляющие человеческую жизнь», и на первое место поставил деятельность, непосредственно служащую самосохранению; а на второе – деятельность, помогающую в житейских нуждах и, следовательно, служащую самосохранению. Третье место занимает деятельность, ведущая к воспитанию и дисциплине детей и, лишь после этого, он поставил то, что собственно касается общественных и политических отношений, а также разнообразную деятельность, наполняющую свободную часть жизни, посвящаемую на удовлетворение вкуса и чувств». (69, с 17) Великий философ писал: «Кроме сохранения своего тела от внешнего вреда и разрушения, необходимо охранять его от других причин – от болезни и смерти, которые следуют за нарушением физиологического закона. И если кто сомневается в важности знакомства с правилами физиологии как в средстве, ведущем к полноте жизни, то пусть посмотрит вокруг себя и увидит, много ли найдется совершенно здоровых мужчин и женщин средних и пожилых лет?» (69, с. 19)

К сожалению, следует признать, что и через полтора века нарисованная Г.Спенсером картина вполне соответствует действительности. Более того, прошедшее десятилетие отмечено резким ухудшением состояния здоровья всех возрастных категорий населения страны. А ведь общеизвестно, что состояние здоровья сказывается на всех сферах жизни людей. Оно обуславливает высокий потенциал физической, психической и умственной дееспособности человека и служит залогом его полноценной жизни. Здоровье населения оказывает огромное влияние на динамику экономического развития общества; выступает и как мерило его социально-этической зрелости уровень заботы государства о здоровье своих граждан.

В последнее время обоснованную тревогу вызывает здоровье школьников. По данным НИИ Гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, около 90 % детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья.

Резко возросло число детей, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. Увеличилось число убийств и самоубийств, совершенных школьниками. Увеличение распространенности среди школьников курения, употребления алкоголя и наркотиков свидетельствует о низком уровне гигиенических знаний, а также о неэффективности существующих форм и методов гигиенического воспитания детей не только в организованных коллективах, но и в семье.

В связи с этим, одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования должно стать формирование у учащихся ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Актуальность этой проблемы определила тему дипломной работы «Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников в учебном процессе».

ОБЪЕКТ: Педагогический процесс, направленный на формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников.

ПРЕДМЕТ: Педагогические условия, формирующие ценностное отношение младших школьников к здоровому образу жизни.

ЦЕЛЬ: Определить условия, необходимые для формирования у младших школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни в учебном процессе.

ГИПОТЕЗА: Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников в учебном процессе будет проходить эффективнее, если будут созданы следующие условия:

- проявление положительных эмоций реагирования на необходимость формирования здорового образа жизни;

- насыщение содержания уроков валеологическими знаниями, мотивирующими детей на здоровый образ жизни;

- обеспечение максимальной двигательной активности младших школьников.

В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:

- Провести анализ состояния проблемы в теории и практике школы.

- Определить условия формирования ценностного отношения младших школьников к здоровому образу жизни.

- Разработать методические рекомендации, реализующие ценностное отношение к здоровому образу жизни младших школьников в учебном процессе.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 415
Бесплатно скачать Дипломная работа: Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников в учебном процессе