Дипломная работа: Формирование волевых качеств личности в процессе игровой деятельности
Министерство образования и науки Республики Адыгея
ГОУ СПО «Адыгейский педагогический колледж имени Х.Андрухаева»
Предметная (цикловая) комиссия преподавателей
педагогики, психологии и частных методик
Квалификационная работа
Ивашкевич Юлия Федоровна
студентка 4 курса группы «В»
Формирование волевых качеств личности младших
школьников в процессе игровой деятельности
Научный руководитель – преподаватель психологии Бондаренко М.А.
Рецензент –
преподаватель педагогики
Вербицкая Л.М.
Председатель П (Ц) К –
Вербицкая Л.М
Майкоп,2009
Оглавление
Введение
Глава 1.Теоретические основы изучаемой проблемы
1.1. Волевые качества личности младшего школьника
1.2. Игра как вид деятельности в младшем школьном возрасте
1.3. Роль игры в формировании волевых качеств личности младшего школьного возраста
Выводы по главе
Глава 2. Исследовательская работа по формированию волевых качеств личности у учащихся 4 класса в процессе игровой деятельности
2.1.Изучение сформированности волевых качеств у учащихся 4 класса
2.2.Система работы по формированию волевых качеств учащихся 4-го класса через игру
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
В концепции модернизации российского образования на период до 2010г. Особо подчеркивается значимость базового звена образования - общеобразовательной школы, которая должна ориентироваться не только на усвоение учеником определенной суммы знаний, но и на развитие его личности. Воля относится к ключевым проблемам развития личности определяющим самостоятельность и ответственность школьника за востребованность в будущем на рынке труда. Однако несмотря на очевидность этого, исследование волевых качеств школьника не получило должного освещения в психологической науке последних десятилетий. Причин тому немало. Одна из главных - большой интерес ученых к изучению психологических аспектов обучения и резервов усвоения при внедрении различных образовательных технологий. Влияние волевых качеств на учебную деятельность и развитие его личности посредством игровой деятельности исследовалось меньше. Исключение составляет незначительное число работ, выполненных в последние годы и посвященных всеобщим проблемам воли и волевой регуляции (А.Г. Асмолов, А.В. Быков, Ю.А. Васильева, А.И. Фролов, С.А. Шапкин, Е.П. Ильин). Данная курсовая работа посвящена формированию волевых качеств личности младшего школьника посредством игровой деятельности.
Огромная роль в развитии и воспитании школьника принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике.
Игра выступает как бы в двух измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций.
Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов и родителей в совершенствовании уже имеющихся подходов психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность школьника с целью развития самостоятельности, дисциплинированности, настойчивости, решительности и организованности, а также развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей. Очевидна целесообразность разработки новых, рационально построенных и действенных педагогических технологий актуальной .
Целью квалификационной работы является исследование методов и приемов организации игровой деятельности младших школьников в целях формирования их волевых качеств.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в начальных классах.
Предмет исследования –методы и приемы организации игровой деятельности младших школьников в целях формирования их волевых качеств.
Задачи:
1. Изучить уровень разработанности данной проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Определить сущность понятия «волевые качества». Дать характеристику игровой деятельности;
3. Определить методы и приемы организации игровой деятельности с целью формирования волевых качеств учащихся.
4. Предложить систему игр и игровых приемов в целях формирования волевых качеств учащихся.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--