Дипломная работа: Формы воспитания детей оставшихся без попечения родителей по российскому семейному законодательству
Введение
1 Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
1.1 Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей
1.2 Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей
2 Устройство детей, оставшихся без попечения родителей
2.1 Дети, в отношении которых допускается усыновление
2.2 Порядок усыновления ребенка и учет детей, подлежащих усыновлению и лиц желающих усыновить детей
2.3 Опека и попечительство над детьми, оставшимися без попечения родителей
Заключение
Глоссарий
Список используемых источников
Приложения
Введение
Одним из последствий трансформационного экономического спада современной России стало увеличение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рост бедности и безработицы, распространение социальных болезней, прежде всего алкоголизма, повлекли за собой расширение социального слоя неблагополучных семей, в которых насилие по отношению к собственным детям и пренебрежение вопросами ухода за детьми и их воспитания стало нормой. Государство отреагировало на резкий рост социального неблагополучия значительным расширением сети институциональных учреждений, прежде всего детских домов.
Во второй половине 1990-х - первой половине 2000-х годов наблюдалась определенная стабилизация негативных социальных явлений: показатели выявляемости сирот, в том числе социальных, и распространенности институционального устройства по-прежнему были очень высоки, но росли не так быстро, как в течение первой половины 1990-х годов. Одновременно происходило смещение акцента в системе социальной защиты детей в сторону семейных форм устройства. Постепенно получал распространение институт приемной семьи, законодательно утвержденный в качестве новой формы профессиональной замещающей семьи Семейным кодексом Р.Ф. В соответствии с нормой о возможности развития регионального законодательства в субъектах Федерации стали появляться законы, способствующие появлению и развитию новых форм семейного устройства детей. Однако качественного изменения ситуации удалось достичь, лишь начиная с 2006 года, когда на высшем государственном уровне был провозглашен курс на деинституционализацию системы защиты детей, понимаемую, в первую очередь, как устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в учреждениях интернатного типа, в семьи граждан. Во многих регионах ставка была сделана на развитие патроната и особенно приемной семьи. Количество детей в приемных семьях с 2006 по 2007 годы выросло почти вдвое, достигнув 38, 5 тысячи. Это в значительной степени связано с материальным стимулированием приемных семей. Также уделялось внимание материальной поддержке опекунов и попечителей, традиционно несущих на себе основную тяжесть нагрузки, связанной с устройством и воспитанием сирот.
Несмотря на достигнутые успехи, острота проблемы социального сиротства и институционализации системы социальной защиты детей сохраняется, чему способствует высокий уровень социального неблагополучия и маргинализация ряда социальных групп. Воспроизведению социального сиротства (ежегодно в стране выявляется свыше 100 тыс. детей-сирот, в том числе социальных) способствует невысокая эффективность системы социальной защиты детей – большая часть ее усилий направлена на помощь детям, оставшимся без попечения родителей, а не на раннюю профилактику семейного неблагополучия и сиротства. В результате в большинстве случаев выявление социальных сирот происходит очень поздно, на стадии, когда семью, в которой они жили, очень трудно, а зачастую и невозможно реабилитировать. К тому же у большинства детей на момент выявления уже имеются многочисленные проблемы со здоровьем, а также в развитии и воспитании, что в свою очередь негативно сказывается на перспективах их успешного устройства в замещающие семьи.
Характерной особенностью российской системы институциональной защиты детей является охват институциональными формами не только сирот. Согласно официальной статистике, в 2007 году в учреждениях интернатного типа (дома ребенка, воспитательные, образовательные и лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) на полном государственном обеспечении находились 181, 6 тыс. детей. Помимо учреждений, в которых воспитываются сироты, существует значительное число школ-интернатов общего типа и школ-интернатов для детей с отклонениями в развитии, в которых в 2007 году обучались в общей сложности 270, 9 тыс. человек, при этом формально считается, что они проживают в семьях.
Негативные последствия высокого уровня вовлеченности детей в систему институционального воспитания российское общество ощущает уже сегодня -подавляющее большинство экспертного сообщества уверено, что внесемейные формы воспитания отрицательно влияют на формирование и развитие личности.
Выпускники учреждений интернатного типа, как правило, отстают от сверстников в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии, плохо адаптируются к самостоятельной . Раннее выявление кризисных семей и работа с ними - по существу важная часть работы по семейным формам устройства: эти меры позволяют сохранить ребенка в кровной семье или вернуть его в такую семью. По статистике 17, 2 % воспитанников государственных сиротских учреждений – детдомовцы во втором поколении.
Актуальность исследования, заключается в том, чтоРоссия в настоящее время занимает первое место в мире по плотности сиротства, что делает тему работы «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей по российскому семейному законодательству». Большая доля детей-сирот воспитывается в условиях, далеких от семейных, что позволяет говорить об актуальности проблемы.
Цель исследования: изучить формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи :
- Осветить правовой аспект современного российского семейного законодательства.
- Проанализировать эффективность существующих форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
- Провести анализ правовой природы усыновления, отграничение его от родительских правоотношений; нормативной базы, регламентирующей создание и осуществление деятельности приемной семьи, как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- Исследовать проблемы установления опеки (попечительства), систему прав и обязанностей опекунов (попечителей) и нормативные акты регулирующие формы устройства детей.
Объектом исследования являются общественные отношения, определяющие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и проблемы защиты прав и интересов субъектов этих отношений, прежде всего - интересов ребенка.
Предметом исследования выступают нормы семейного законодательства и положения, содержащиеся в подзаконных нормативных актах, регулирующие устройство детей, оставшихся без попечения родителей.
Основная гипотеза: несмотря на существующие формы устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, они малоэффективны и требуют изменений.
Методы исследования : общенаучные и частнонаучные методы познания: диалектический, исторический, формально-логический, сравнительно-правовой, структурно-системный и другие методы научного исследования.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--