Дипломная работа: Геополитика и геоэкономика Норвегии
Данная курсовая работа состоит из двух блоков. Первый блок (глава 1 и глава 2) посвящён геополитической и геоэкономической ситуации в Норвегии и некоторым прогнозам в формировании военно-политических тенденций развития Норвегии. Особое внимание уделяется вопросу об отказе от вступления в Европейский Союз, а точнее причинам, подвигнувшим норвежцев проголосовать против на референдуме в 1994 году. По мнению автора, именно этот вопрос представляет наибольший интерес при рассмотрении геополитической ситуации в стране.
Второй блок (глава 3 и глава 4) посвящён норвежско-российским отношениям. Касательно российско-норвежского сотрудничества представлены такие аспекты как историко-географическая справка о взаимоотношениях России и Норвегии, размещение и создание военных ядерных баз вблизи норвежско-российской границы. Освещена чрезвычайно важная и волнующая не только Россию проблема утилизации ядерных отходов, увеличивающихся каждый год. Интересная ситуация сложилась на архипелаге Шпицберген (Свальбард). По договору от 9 февраля 1920 года архипелаг передан под "полный и абсолютный суверенитет Норвегии». Но и до настоящего времени он остаётся предметом многих дискуссий. В отношениях с Норвегией досталось неурегулированное наследство - предстоит решить застарелую проблему разграничения экономической зоны и шельфа(155 тысяч кв.км.) в Баренцевом море. Норвежцы придерживаются принципа медианой линии, тогда как россиянам ближе принцип арктических границ. Этот вопрос не урегулирован до сих пор. В этом свете понятна инициатива норвежского министра Т.Столтенберга по организации многостороннего органа- Совета Баренцева/Евро-арктического региона, который был создан в Январе 1993 года. В его формировании приняли участие представители Финляндии, Швеции, России, Дании, Исландии и ЕС. Целью нового образования является сотрудничество в сфере экономики, охраны окружающей среды и безопасности. Россия может извлечь из создания Совета определённую пользу. Речь идёт о привлечении инвестиций северных стран, а может быть, даже фондов ЕС для разработки полезных ископаемых в Арктике, развитии необходимой инфраструктуры в проведении экологических программ.
В заключении представлен сценарий развития российско-норвежских отношений.
Глава 1. Геополитика и геоэкономика Норвегии.
1.1. Анализ геоэкономических особенностей развития Норвегии.
Северную Европу объединяют многие социально-экономические характеристики: близость производственых и фирменных структур, высокие эффективность хозяйства и уровень жизни. В целом регион - это крупный экономический комплекс, занимающий вследствие специализации производства особое место в мировом хозяйстве и международном разделении труда. При развитой промышленности, интенсивном сельском хозяйстве, обширной сфере услуг и широких внешнеэкономических связях эти страны, уступая крупным державам по общим масштабам производства и размерам трудовых ресурсов, опережают их по многим показателям на душу населения. Если доля стран Северной Европы в капиталистическом мире составляет по населению менее 1%,то по внутреннему валовому продукту и промышленному производству - примерно 3% , а по экспорту около 5%.
Сила стран Северной Европы не в количестве, а в качестве и производимой продукции, в основном экспортируемой. Норвегия входит в число экономически наиболее развитых государств мира. Располагая передовой производственной базой и высококвалифицированной силой, Норвегия с её зависимостью от внешних рынков длительное время шла преимущественно по пути поиска и закрепления своих «ниш», относительно узкой специализации на производстве определенных продуктов, систем, компонентов, узлов.
При этом экономике Норвегии всегда была присуща способность быстро приспосабливаться к меняющейся ситуации в мировой экономике. Изначально специализация базировалась на природных богатствах и географическом положении. Важную роль играло море. Норвегия славилась своим международным судоходством, рыболовством и китобойным промыслом. Наличие большого числа полноводных и бурных рек вывело Норвегию по запасам гидроэнергии на первое место по Западной Европе.
Последние десятилетия на первый план вышли отрасли, использующие современные технологии. В настоящее время все больше усиливается ориентация на выпуск наукоёмкой, высокотехнологичной продукции (электроника, промышленные работы, биотехнологии и тому подобное). В соединении новейших отраслей с традиционными, переживающими или уже пережившими коренную перестройку, лежит основа современной специализации экономики Норвегии.
Экономический кризисы середины 70-х начала 80-х годов, переплетение циклических спадов и структурных сдвигов едва не свели на нет те выгоды, которые извлекала Норвегия из специализации, затруднили лавирование за счет асинхронности, разновременности экономического цикла, как это было раньше. Во второй половине 70-х годов по ряду важных показателей Норвегия держалась только за счет нефти.
С переходом к интенсивному, ресурсосберегающему типу воспроизводства, современным технологиям Норвегия с учетом своих национальных потребностей и возможностей, уроков кризиса встала на путь структурной перестройки и определения новых направлений. Главным образом в сфере экспорта, всё более испытывающих на себе удары конкурентной борьбы на мировых рынках.
В этой связи представляет интерес анализ дальнейшего поиска специализации нового типа, судьбы «нишевой специализации», характера структурной модернизации. Решение этих проблем вызывает острую борьбу мнений, сопровождается дискуссией на уровне экономической теории и государственной политики. При этом нынешний этап отмечен не только спорами, но и апробированием различных теоретических положений на практике: неокейнсианство и неолиберализм, но в духе прагматического подхода к конкретным задачам. В общей картине происходящих изменений переплелись подчас противоположные тенденции. С одной стороны - к обострению конкурентной борьбы между северными странами, а с другой - к объединению ресурсов для укрепления позиций региона в мировой экономике, чтобы вписаться с наибольшей выгодой в меняющееся международное разделение труда, воспользоваться достижениями научно-технического прогресса. По мере углубляющейся интернационализации хозяйственной и общественной жизни наблюдается и другая важная тенденция- утрата исторически присущих странам черт обособленности и провинциализма, но с сохранением в каждой из них своей самобытности.
Определенным своеобразием отличалась в Норвегии формирование капиталистических экономических структур: более поздние сроки индустриализации, её значительная обусловленность потребностями внешнего рынка, возможность добиться выгодного положения на нем своих товаров и услуг.
Почти не участвуя в территориальном разделе мира, Норвегия и без колоний благодаря производственно-финансовым связям к прибылям крупных держав, стала частью мировой хозяйственной системы. Уже в конце прошлого - начале нынешнего века на базе концентрации и централизации производства и капитала возникли крупные компании, преимущественно экспортного направления, стали складываться финансовые группы.
В Норвегии низкая экономическая конъюнктура и кризисные явления наблюдаются с 1986 года, когда резко упали цены на нефть, в связи с переходом на энергосберегающие технологии. На протяжении одного года вклад нефтяной промышленности сократился с 18,5% ВВП до 11%.В последующие годы сильное увеличение добычи нефти подняло эту цифру до 16 % ВВП, но, как утверждают специалисты в ближайшем будущем добыча нефти снова начнет падать. Доходы от природного газа будут восполнять пробел, по крайней мере, несколько лет. Но будет ли относительно слабая нефтяная часть экономики страны, в которой преобладает государственный сектор, достаточно сильной, чтобы компенсировать нехватку средств, когда начнется сужаться нефтяной сектор? Эти тревоги усугубляются в последние годы резким ухудшением состояния государственных финансов. Щедрая бюджетно-налоговая политика, принятая правительством Рабочей партии после 1990г. с целью смягчить трудности спада, привела к росту дефицита государственного бюджета до 12,5%. Понимая эти долгосрочные трудности, правительство в 1993г. представило парламенту программу на 1994-1997гг., в которой изложило стратегию их устранения. Она основана на значительном ужесточении бюджетно-налоговой политики, сдерживания трансфертных платежей в пользу инвестиций в инфраструктуру и общий перенос упора с государственного сектора на частный.
Правительство Рабочей партии проводило рестрективную политику. После сокращения ВВП в 1988 году он возрастал и в 1992г. темпы его роста приблизились к 3 %. ВВП страны возрос на 1,2% в 1993г. и на 2,3% в 1994г. Рост валового внутреннего продукта с 1989 по 1992 года показан на рисунке 1.
рис.1.
Личное потребление в 1992г. было ниже уровня 1986г. почти на 3%. Валовые капиталовложения значительно уступают показателям 1988г. Импорт в 1992г. был ниже, чем в 1986г., на 3,5%, а объём производства и обрабатывающей промышленности - даже ниже уровня 1985г. Эта безрадостная картина скрадывалась лишь благодаря добыче нефти. Объём валовых капвложений показан на рис.2.
рис.2.
Уровень инфляции постепенно понижался и в мае 1993г. составил в годовом исчислении 2,4%, а в 1994г.1,7%. Но уровень издержек на заработную плату был по-прежнему заметно выше, чем в других странах, хотя конкурентоспособность норвежских товаров в 1993г. на 11% превысила уровень 1988г.
Дефицит государственного бюджета по-прежнему велик -50 млрд. крон в 1993г. К весне 1993г. заметно снизился уровень процентных ставок, приостановилось падение занятости.
За первые пять месяцев 1993г. экспорт составил 88 млрд. крон, а импорт 60 млрд. крон. На нефть приходится 43% всего норвежского товарного экспорта.
Банковский кризис в стране продолжается пятый год, хотя самое худшее уже позади. Все крупные коммерческие банки, кроме «Ден Норске банк», оказались в полной зависимости от государства. Банковский кризис начался с драматического падения цен на нефть и распространился на все другие секторы экономики.
1994 год положил начало оживлению экономики. ВВП вырос на 3,5%. Инфляция составила мене 1%. Платежный баланс связан с большим активным сальдо, превысившим 2,5% ВВП. Безработица утвердилась на уровне 5,5% экономически активного населения страны. Уровень безработицы с 1989 по 1995 года характеризует рис.3.
рис.3.
1995 год закончился примерно на таком же экономическом уровне. Однако темпы развития нефтяной экономики снижаются. Десять лет тому назад обрабатывающая промышленность давала 20% ВВП, теперь она дает лишь 13%. Норвегия, долго подкрепляемая североморской нефтью, может вступить в критическую фазу, которая определит, сможет ли она сохранить своё положение одной из самых процветающих стран Европы и в ХХI веке. В следующие несколько лет положение может измениться, и возникает сомнение в том, удастся ли этот краткосрочный успех превратить в стойкий долговременный рост.
1.2.Анализ геополитической ситуации.
Норвегия как единое государство сформировалась в конце IX века нашей эры. На раннем этапе установились контакты с российскими княжествами. Сыновья норвежских королей росли при княжеских дворах в России, русские принцессы становились королевами Норвегии. Норвежцы путешествовали по России, служили в охране российских князей (их называли варягами), осуществлялся активный товарообмен. Впоследствии, в результате опустошительной эпидемии "черной смерти" (чумы) приблизительно в 1350 году, экономическая ситуация в Норвегии ухудшилась, и страна попала под власть датской короны. В 1814 году, в период завершения наполеоновских войн, союзники-победители вынудили Данию уступить Норвегию Швеции в порядке компенсации за потерю ею в 1809 году Финляндии. Норвегия воспользовалась этой возможностью, чтобы провозгласить независимость, и приняла самую демократичную на тот момент в Европе Конституцию, которая действует и по сей день, хотя и со значительными поправками. Однако под давлением военного превосходства Швеции и международной изоляции Норвегия вынуждена была принять неизбежное. Норвежское руководство добровольно приняло достойное предложение шведской короны заключить личную унию со Швецией. Норвегия оставалась отдельным государством и сохраняла свою новую Конституцию. Однако оба королевства получали одного главу государства и должны были проводить единую внешнюю политику.
В течение следующего столетия происходил непрерывный рост норвежского национального самосознания. Одновременно с прогрессом в промышленности, торговле и судоходстве происходило возрождение культуры. В политике радикальные и демократические настроения вели к возникновению оппозиции по отношению к королю Швеции. Растущее национальное самосознание подчеркивало различия в уровне жизни и особенностях жизненного уклада, а также в политических взглядах между Норвегией и Швецией. Под влиянием расходящихся экономических и внешнеполитических интересов норвежский парламент (Стортинг) проголосовал в 1905 году за разрыв унии со Швецией. Последовавший за этим референдум поддержал это решение подавляющим большинством голосов, и два королевства мирно разошлись. Первой державой, признавшей новый и полностью независимый статус Норвегии, стала Российская империя.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--