Дипломная работа: Игры со словом и рифмой

Пусть слово живое твой разум и сердце разбудит,

Введёт тебя в мир красоты.

\ З.И. Романовская\.

Все мы прекрасно знаем, что игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста, метод ребёнка в познании мира. Во время игры ребёнок учится общаться со сверстниками, подчиняться правилам, уступать, доказывать своё право в выборе игры. Причины, которые побуждают ребёнка играть, - это, прежде всего любопытство и потребность активно действовать. И одна из основных задач педагога – постоянно поддерживать и развивать эти побуждения. Во что играть – этот вопрос имеет ещё большее значение, чем где и с кем.

Слово – могучий инструмент, которым владеет человек. Умный педагог всегда следит за содержанием игр, что ведут дети. Поэтому, при разработке заданий, игр и упражнений, направленных на овладение ребёнком словообразовательной системой русского языка и на формирование правильного употребления слов, их осознанного выбора, определяемого содержанием высказывания и условием общения, педагог обязан опираться на работы учёных, занимающихся проблемами образной речи, словообразования., изучающих значение выбора языковых средств для произвольного выстраивания связного высказывания, исследующих связь между практическим овладением родным языком и элементарным осознанием явлений языка и речи.

Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста во многом зависит от того, насколько они владеют словообразованием, грамматическим строем, нормами родного для них языка. Умение найти наиболее адекватные языковые средства, т.е. слова и словосочетания, развивается одновременно с такими качествами, как точность, образность и правильность речи. Необходимость обучения работе со словом как элементом языка\его звуковой, смысловой, грамматической сущностью\ рассматривается как важнейшее условие формирования связной речи и развития творчества детей.

Перед обучением, направленным на формирование у детей представления о синонимах, антонимах, многозначных словах, роли суффиксов в смысловых оттенках значений родственных слов и точности слово-употребления, необходимо знать, как дошкольники используют в самостоятельном высказывании разные части речи, насколько точно ориентируются в смысловых оттенках слов и т.д.

Занимаясь с детьми, материал занятий по звукопроизношению нужно увязывать с материалом занятий по формированию лексико-грамматических средств языка, и наоборот. Такая работа может проводиться как на занятиях по развитию речи, так и вне занятий, в разных видах деятельности. Подобная практика даёт хорошие результаты, а это в нашей работе главное.

Большое значение в работе с детьми отводится играм со словом\ ведь игра – основная форма деятельности дошкольника\.

Игры можно включать во фронтальные и подгрупповые занятия, успешно использовать в индивидуальной работе с детьми при автоматизации звуков. В играх, помимо работы над звукопроизношением, происходит закрепление обобщающих понятий, активное расширение словаря, активизация уже имеющегося словаря, формирование и совершенствование навыков словообразования и словоизменения, дифференциацию согласных звуков. В игровых заданиях закрепляется понимание, значение однокоренных слов\ существительных: заяц – заинька – зайчишка – зайчище; глаголов: смеяться – засмеяться – высмеять; прилагательных: умный – умненький\, слов из синонимических рядов\ бежать – мчаться, пришли – приплелись; прилагательных: большой – огромный, умный – рассудительный\, словосочетаний, в которых слова употребляются в переносном смысле/ лес дремлет, золотые руки\.

Задания и игры направлены на выяснение того, как дошкольники ориентируются в смысловых оттенках слова в словосочетаниях и предложениях.

Цель заданий – выявить, как дети используют оценочную лексику при составлении самостоятельного связного высказывания.

Некоторые дошкольники и без специального обучения понимают оттенки значений слов, зависящие от суффиксов и приставок; чувствуют, как меняется значение слова в зависимости от контекста; знают разные значения многозначных слов и словосочетаний. Но большинство, не умеют выбирать адекватные языковые средства при составлении связных высказываний на предложенную тему, что позволяет сделать вывод: необходимо целенаправленное обучение словообразованию и точному словоупотреблению.


Дежурство по столовой может определять считалка:

Чищу овощи для щей, Да капустный кочешок.

Сколько нужно овощей? Потеснись-ка ты, капуста,

Три картошки, три морковки, От тебя в кастрюле густо!

Луку полторы головки, Раз, два, три, огонь зажжён -

Да петрушки корешок. Кочерыжка, выйди вон!

Ложимся спать, дети просят рассказать сказку. „ Какую сказку? Да, пожалуйста! ”

Жил-был царь Ватута.

Вот и вся сказка тута.

или:

Жили-были два павлина-

Вот и сказки середина.

Жили-были два гуся-

Вот и сказка вся.

Дети возмущаются: „ Вы нам не сказку рассказываете, а присказку ”. Верно. Да ведь без присказки,

Что без полозьев салазки!

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 400
Бесплатно скачать Дипломная работа: Игры со словом и рифмой