Дипломная работа: Индивидуализация в процессе воспитания старшеклассников
Выполнил:
студент V курса математического факультета
1 Леонтьева Юлия Викторовна
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Н.М.Капустина
Рецензент:
кандидат педагогических наук С.С.Быкова
Допущена к защите в государственной аттестационной комиссии
«___» __________2005 г. Зав. кафедрой Т.В. Машарова
«___»___________2005 г. Декан факультета В.И. Варанкина
Киров
2005
Содержание
Введение.......................................................................................................... 3
Глава I. Психолого-педагогические основы индивидуализации в воспитании 5
1.1. Сущность и особенности индивидуализации в процессе
воспитания.......................................................................................... 5
1.2. Пути и средства реализации индивидуализации воспитательного процесса.......................................................................................................... 15
1.3. Индивидуальная работа в классном коллективе............................ 20
Глава II. Проблемы индивидуализации в воспитательной работе со школьниками........................................................................................................................ 32
2.1. Особенности индивидуализации в работе с трудными
подростками................................................................................... 32
2.2. Анализ опытной работы по индивидуализации воспитания
старшеклассников........................................................................... 41
Заключение................................................................................................... 47
Библиографический список
Введение
То, что учитель должен знать своих учеников, не вызывает сомнения. Задача школы сегодня – обеспечить развитие личности каждого ученика, создав необходимые для этого условия.
Целью воспитания сегодня является личность разносторонне и гармонично развитая, личность самостоятельная, деятельная, занимающаяся самообразованием и самовоспитанием. Учащийся к окончанию школы должен овладеть базовой культурой, которая включает в себя духовно-нравственную, познавательную и эстетическую культуру, культуру труда и физическую культуру.
Для воспитания такой личности нужна особая педагогическая работа по выявлению и формированию интересов, способностей, склонностей каждого школьника. Весьма сложен путь многих учащихся к духовной и нравственной зрелости. Определяющая причина такого явления в том, что воспитательное, развивающее обучение действует на личность не непосредственно, а через «внутренние условия» ее развития.
Но вместе с этим каждый школьник развивается в обществе, а конкретнее, в коллективе. Каждая личность играет важную роль в воспитании коллектива, но в это же время коллектив оказывает влияние на воспитание личности. При этом мы сталкиваемся с противоречиями в воспитании. Так, формируя коллектив, классный воспитатель может выпустить из поля зрения отдельную личность. Это можно исправить, если в воспитательной работе будет реализован принцип индивидуального подхода. Другим противоречием является «борьба» между «хочу» и «надо», между «хочу» и «могу». Преодоление этого противоречия возможно при индивидуализации воспитания, при знании индивидуальных особенностей, направленности каждой личности, ее мотивов. Исходя из выше сказанного, была выбрана тема выпускной квалификационной работы: «Индивидуализация в процессе воспитания старшеклассников».
Объект изучения – воспитательный процесс в школе.
Предмет – индивидуализация в ходе воспитательной работы.
Цель – показать роль и возможности индивидуализации воспитательной работы в формировании личности школьников.
Задачи :
1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам индивидуализации;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--