Дипломная работа: Институт опеки и попечительства
Введение
Глава 1. Опека и попечительство как приоритетная форма принятия в семью детей на воспитание
§1.1. Понятие и значение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми
§1.2.Источники правового регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми
§1.3.Основания и порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей
Глава 2. Правовой статус субъектов семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над детьми
§ 2.1.Права и обязанности органов опеки и попечительства
§2.2.Опекуны и попечители как субъекты института опеки и попечительства
§2.3.Опекаемые и подопечные как субъекты института опеки и попечительства
Глава 3 Прекращение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей
§3.1.Основания прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми
§3.2.Последствия прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Произошедшее к концу XX в. резкое изменение социально-экономического строя в России, отказ от прежней идеологии, негативные миграционные и демографические процессы повлекли за собой существенные перемены в обществе. "Спад" экономики в России и сопровождавшая его деструкция систем государственного регулирования во всех сферах социально-хозяйственной жизни страны вызвали серьезные изменения в социальной сфере. Прежде всего, они отразились на общем положении семьи и детства. Последние 10 лет в России прослеживается устойчивая тенденция увеличения количества семей, не обеспечивающих должных условий для воспитания и содержания своих детей. Итак, данное исследование актуально ввиду сложившегося в современной России положения семьи и детства.
Опека (попечительство) была и остается наиболее распространенной правовой формой устройства несовершеннолетних граждан. В этой форме заложен огромный положительный потенциал, позволяющий устроить судьбу нуждающегося в социальной заботе гражданина наилучшим способом, с одной стороны, наиболее приближенным к проживанию в семье, а с другой стороны — обеспечивающим контроль за соблюдением прав и интересов гражданина.
Целью данной работы являются исследование института опеки и попечительства, анализ норм действующего гражданского и семейного законодательства, регулирующих порядок установления и прекращения опеки и попечительства, рассмотрение субъектов семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над детьми.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
- рассмотреть понятие института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми;
- охарактеризовать круг субъектов отношений опеки и попечительства;
- рассмотреть законодательно закрепленные порядок и условия установления и прекращения опеки и попечительства;
Предметом исследования, проведенного в данной работе, является институт опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми.
Объектом исследования является опека и попечительство над несовершеннолетними как способ их устройства на воспитание в семью.
При проведении исследования использовались нормативно-правовые акты, монографии и иные работы по данной теме. Изложенный материал построен на трудах таких ученых, как Н.М Ершова, Л.М. Пчелинцева, Е. Чефранова, И.М. Кузнецова, М. Антокольская и других авторов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Опека и попечительство как приоритетная форма принятия в семью детей на воспитание
§1.1 Понятие и значение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми
Граждане Российской Федерации вступают в различные общественные отношения во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни и имеют соответствующие права и обязанности. Положение ст. 60 Конституции РФ о возможности самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности соответствует положению действующего гражданского законодательства о наступлении гражданского совершеннолетия по достижении 18-летнего возраста.[1] С этого момента гражданин становится полностью дееспособным (ст. 21 ГК).[2] Дееспособный гражданин может самостоятельно заключать договоры, распоряжаться собственностью, выдавать доверенности, совершать иные юридические действия, что обеспечивает ему возможность принимать активное участие в общественной жизни. Однако возможны ситуации, когда гражданин в силу своего малолетнего возраста не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и обязанности и защищать свои законные интересы. В этих случаях он нуждается в посторонней помощи, оказание которой и является целью установления опеки или попечительства. Таким образом, опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.
Институт опеки и попечительства существовал еще в древнем Риме, где он назывался tutela и cura. Уже тогда опека и попечительство назначались для восполнения недостающей правоспособности несовершеннолетних и миноров (лиц, не достигших 25 лет). Сначала опека была призвана охранять имущество и семью, а не личность малолетнего, потому «охранитель» имущества и «охранитель» личности не совпадали. Однако впоследствии акцент сместился на личность, а неблагонадежный опекун мог быть смещен. Опекунство стало общественной должностью, общественной обязанностью.[3]
Попечительство также существовало в римском праве, а его появление было вызвано тем, что молодые юноши по неопытности зачастую становились жертвами обманных сделок. Опека как институт, направленный на охрану личных прав питомца появилась в Афинах.[4]
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--