Дипломная работа: Использование дидактических игр для развития внимания на уроках математики в 5 классах
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития внимания учащихся в процессе обучения математике
1.1. Психолого – педагогическое обоснование понятия «внимание» 8
1.2. Дидактическая игра и ее роль в развитии внимания учащихся 21
Глава 2. Организационно – методические основания развития внимания учащихся
2.1 Использование дидактических игр на уроках математики в 5 классе 31
2.2. Результаты исследования влияния дидактических игр на развитие внимания учащихся 5 классов 53
Заключение 61
Литература 63
Введение
На современных школьников обрушивается огромный поток информации. Не умея быстро сконцентрировать свое внимание, запомнить нужное и отсеять второстепенное, ребенок не может ориентироваться в безбрежном информационном море.
Первоначальная картина окружающего мира складывается у человека благодаря функционированию психических познавательных процессов. К ним относятся:ощущение,восприятие,представление,память,воображение,мышление,речь и внимание.
Внимание занимает особое положение, без него невозможна активизация всех остальных процессов, так как оно с одной стороны является сложным познавательным процессом, с другой – психическим состоянием, в результате которого улучшается деятельность.
Включенное же в познавательную деятельность внимание сочетается в чертах характера с индивидуальными особенностями умственной деятельности–внимательностью.
«Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность, внимательность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний, развивали бы качества внимания.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики». [14,3]
На сегодняшний день в мире существует немало методов тренировки внимания и памяти. Однако, как правило, с детьми должны заниматься специалисты (педагоги, психологи, врачи), иногда необходимо специальное оборудование, а сами занятия могут казаться детям скучными и неинтересными. А проблема развития внимания остается необходимой и актуальной.
Одним из средств развития основных качеств внимания: концентрации, объема, переключения, распределения, устойчивости; наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, является дидактическая игра, современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
«Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса». [14,4]
В играх используется присущая каждому ребенку способность к воображению. Дети быстро и легко входят в игру со своим воображением, даже не подозревая о том, какие сложные задания они порой выполняют.
«Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны». [14,4]
«Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребёнка. Необходимо, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей». [22,27]
«Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать её как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы». [14,4]
Дидактические игры содействуют развитию способностей и потребностей познавательного характера, интеллектуальных и нравственно – волевых качеств, основных свойств внимания.
Анализ учебно – методической литературы показал, что проблема влияния дидактической игры на развитие внимания недостаточно полно раскрыта авторами учебных пособий.
«Как показывает педагогическая практика и анализ педагогической литературы, до недавнего времени игру использовали лишь на занятиях математического кружка, при проведении тематических вечеров, предметных сборов, а возможности использования дидактической игры в учебном процессе в известной мере недооценивались.
Сказывалось отсутствие методических разработок по данному вопросу и постоянная нехватка личного времени учителя для создания и режиссуры дидактических игр, требующих повышенного методического и профессионального мастерства. Думается, что именно поэтому учителя математики не так уж часто допускают игру на уроке».[14,3]
Целью данной работы является обоснование использования дидактических игр на уроках математики для развития внимания школьников.
В связи с этим поставлены следующие задачи:
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--