Дипломная работа: Использование эвристической технологии в образовательном процессе начальной школы
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы использования эвристической технологии в образовательном процессе
1.1 Понятие "эвристическая технология" в психолого-педагогической литературе
1.2 Характеристика современной системы эвристической технологии в образовательном процессе
1.3 Условия использования эвристической технологии в образовательном процессе
Глава 2. Экспериментальное изучение использования эвристической технологии в образовательном процессе
2.1 Диагностика уровней эвристического мышления детей младшего школьного возраста
2.2 Реализация условий использования эвристической технологии в образовательном процессе
Заключение
Библиография
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что эвристическая технология в образовательном процессе предполагает отказ от готовых знаний, от их репродукции, основываясь на добыче и поиске информации, которые в условиях научно-технического прогресса, информатизации общества, когда быстрыми темпами увеличивается объем информации, стремительно устаревают знания, предъявляют новые требования к личностному и профессиональному развитию человека. Небывалый рост объема информации требует от современного человека таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески, самостоятельно. Мы думаем, что школа должна прореагировать на эти изменяющиеся условия развитием творческих способностей учащихся и воспитанием активной личности.
В настоящее время внимание к проблеме развития творческих способностей школьников усиливается во многих странах мира. Задатки творческих способностей присущи любому ребенку, только нужно суметь раскрыть и развить их. Выпускники средних школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы; а это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся. Поэтому проблема развития творческих способностей учащихся посредством эвристической технологии в образовательном процессе является одной из наиболее актуальных.
При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречия:
между кажущимся обилием научного материала по этой тематике и отсутствием конкретного фактического материала, позволяющего строить обучение по эвристической технологии в образовательном процессе;
осознанием необходимости ориентации процесса обучения на развитие способности обучаемых к самостоятельному познанию, к творческой и эвристической деятельности и неразработанностью соответствующих педагогических условий и недостаточным теоретическим обоснованием и методическим обеспечением образовательного процесса.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: изучение использования эвристической технологии в образовательном процессе.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: "Использование эвристической технологии в образовательном процессе начальной школы".
Объект исследования: образовательный процесс в среднем общеобразовательном учреждении.
Предмет исследования: использование эвристической технологии в образовательном процессе школы.
Цель исследования: теоретически выявить и путем опытно-экспериментальной работы проверить эффективность использования эвристической технологии в образовательном процессе школы.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что образовательный процесс будет осуществляться более эффективно при использовании эвристической технологии, условиями использования которой являются:
развитие мотивации у школьников на решение эвристических задач и овладение эвристическими приемами;
поэтапное введение в обучение эвристических методов и эвристических задач нарастающей сложности и трудности;
создание на занятиях ситуации успеха, способствующей превращению обучающихся из объектов обучения в субъекты познавательной деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть понятие "эвристическая технология" в психолого-педагогической литературе.
3. Выявить особенности использования эвристической технологии в образовательном процессе.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--