Дипломная работа: Использование методов сказкотерапии в условиях семейного воспитания
Введение
Глава 1. Сказка как поиск жизненного сценария и материала для психологической помощи ребенку
1.1 Характеристика сказки как предмета творческой деятельности
1.2 Арттерапия – совокупность психокоррекционных методик для психологической помощи детям
1.3 Сказкотерапия - один из методов арттерапии, особенности психологической работы со сказкой
1.4 Направления сказкотерапии, формы работы со сказками
Глава 2. Использование сказок для психологической помощи детям в условиях семьи
2.1 Применение сказок при коррекции различных психических отклонений у дошкольников
2.2 Методические приемы, облегчающие применение сказки в психологической работе с детьми
2.3 Проективная сказка в психодиагностике семейных проблем
2.4 Использование психологических игр в семье
Опытно - экспериментальная часть. Использование методов сказкотерапии в условиях семьи, анализ работы
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
«…Откуда нам, собственно, известны значения этих символов сновидения, о которых сам видевший сон не говорит нам ничего или сообщает очень мало?
Я отвечу: из очень различных источников, из сказок и мифов…».
З. Фрейд
В нашей стране очень остро стоят социальные проблемы семьи: снижение ее материального уровня, ухудшение физического и психического состояния здоровья детей и родителей и т.д. Нужно стараться решать эти проблемы, и арттерапия может в этом помочь, а именно улучшить психическое состояние детей и родителей.
В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Одной из таких форм сегодня стала арт-терапия, предоставляющая ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую – либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему на столько насколько человек готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит. Эффективность применения искусства в контексте психологической помощи основана на том, что оно дает возможность экспериментировать с эмоциями и чувствами, исследовать их и выражать на символическом уровне. Основываясь на анализе литературных источников, мы считаем, что применение арт-методов в психологической помощи может помочь ребенку облегчить процесс понимания и осознания своих эмоциональных реакций, дать социально приемлемый выход эмоциям гнева, страдания, страха и другим негативным чувствам, предоставить материал для интерпретаций и диагностических заключений. Невербальное поведение, как правило, ускользает от цензуры сознания. Изобразительное и литературное творчество, как и другие виды подобного самовыражения, - относительно безопасные способы разрядки напряжения.
Темой нашего дипломного исследования стало «Использование методов сказкотерапии для психологической помощи детям в условиях семейного воспитания».
Целью - улучшение коммуникативных способностей детей. Выбор наш пал не случайно на эти умения: многие дети не умеют общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми, взаимоотношения во многих семьях не складываются.
Задачами исследования мы определили:
1. изучение литературы по проблеме влияния сказок на детей дошкольного возраста;
2. продумывание и проведение эксперимента;
3. ознакомление с несколькими сказкотерапевтическими методиками, используемыми в семьях для работы с детьми;
4. выявление влияния сказок на развитие коммуникативных способностей детей;
5. методы сказкотерапии могут помочь родителям развить умение общаться у детей.
Объектом исследования стали дети, неохваченные общественным дошкольным воспитанием, а предметом – коммуникативные способности детей в условиях семейного воспитания.
В качестве методов исследования были использованы: сказкотерапевтический тренинг, сочинение сказок детьми, игровая семейная терапия, адаптированные психодиагностики, изучение литературы. В дипломном исследовании мы выдвинули рабочую гипотезу , что специально подобранные сказкотерапевтические методики в условиях семейного воспитания положительно влияют на развитие коммуникативных способностей детей. Методологической основой определили арт-терапевтическую теорию, разработанную Т. Зинкевич-Евстигнеевой и методики, разработанные В. Богомоловым.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--