Дипломная работа: Использование ролевых игр при обучении информатике
Содержание
Введение. 3
Глава I. Основные понятия ролевой игры в учебном процессе. 6
1.1. Игра и история ее возникновения. 6
1.2. Формы ролевых игр на разных возрастных этапах. 8
1.3. Учебные функции ролевых игр. 9
1.4. Структура ролевых игр. 11
1.5. Обучающие возможности ролевых игр. 13
Глава II. Методика использования ролевых игр на уроках информатики. 15
2.1. Разработка ролевых игров обучающего характера. 15
2.2. Примеры ролевых игр. 17
Глава III. Исследовательская часть. 27
3.1. Констатирующий эксперимент. 27
3.2. Формирующий эксперимент. 28
3.3. Контрольный эксперимент. 28
Заключение. 31
Список литературы.. 32
Приложение. 34
Введение
Критическое положение с обучением информатике в школе сегодня очевидно. Проблема эта, конечно, многоаспектна. Она включает и подготовку учительских кадров, и состояние методической науки.
Среди учителей информатики немало людей, преданных своей профессии, подлинных энтузиастов своего дела. Но их энергия часто непродуктивно расходуется на кустарное изготовление пособий, подборку и размножение материалов. Остро стоит проблема повышения квалификации учителей.
Результат такого положения налицо. Выпускники школы не могут выполнять элементарные работы, которые они “изучали” годами. А в этом, по-моему, проблема не столько учеников, сколько проблема методики преподавания и возможность его использования.
Однако процессы, происходящие в современном мире, создают мощный стимул для изменения сложившейся ситуации. Мир развивается по пути интернационализации. Знание информатики сегодня - не только культурная, но и экономическая потребность. Это осознается во всех странах.
В обучении информатики сложилась уникальная обстановка, когда практика опережает теорию. Еще не переосмыслены цели и задачи преподавания, в стадии обсуждения находятся новые концепции и подходы, но в практику уже мощно вторгаются новые формы и методы, создается опыт, который настоятельно требует научного обобщения и осмысления.
Наиболее жизнеспособным в настоящий период оказался интенсивный метод. Иными словами, учащиеся не осознают, что они учатся, в силу того, что создается сильная иллюзия реальной коммуникации.
Интенсивный метод, объединяющий, как это ни парадоксально, учебную ситуацию с реальной коммуникацией, базируется на высокой мотивации. Эта мотивация достигается, в частности, использованием игровых стимулов, включенных во все виды учебных материалов.
Присвоение каждому учащемуся престижной социальной роли и постоянное внимание к его индивидуальной значимости помогают снять психологические барьеры, что является необходимым условием успешного обучения. Роль - маска помогает школьнику проявлять те стороны своей личности, которые он считает возможным открыть в коммуникации, и, с другой стороны, условность игры позволяет скрыть те стороны индивидуальности, которые учащийся не хотел бы делать достоянием коллектива. Занятия строятся таким образом, что доброжелательное отношение к ученику снимает страх перед возможной ошибкой. Проявление интереса к учащемуся как к значимому партнеру способствует снятию чувства неуверенности.
Итак, потребность в быстром и эффективном овладении информатикой, а также вышеназванные причины привели меня к выбору именно этой темы дипломной работы.
Ролевая игра - есть одна из форм организации учебной ситуации, используемой в учебных целях.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--