Дипломная работа: Исследование оснований выбора профильного обучения в конце девятого класса
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Организация профильного обучения
1.1.1 Содержание профильного обучения
1.1.2 Зарубежный и отечественный опыт профильного обучения
1.1.3 Теоретические основания введения профильного обучения
1.2 Общая характеристика старшего подросткового и юношеского возраста
1.3 Психологические аспекты профессионального самоопределения
1.4 Понятие выбора в психологии
1.4.1 Классификация выборов
1.4.2 Деятельностная трактовка выбора
Глава 2. Экспериментальная часть
2.1 Описание процедуры исследования
2.2 Анализ и интерпретация полученных данных
Заключение
Список литературы
Приложения
Приложение 1. Анкета для девятиклассников
Приложение 2. Анкета для родителей
Приложение 3. Анкета для педагогов
Введение
Уже второй год в ряде российских школ проходит эксперимент по профильному обучению. В основе содержания эксперимента – Концепция модернизации образования до 2010 года и Концепция профильного обучения. Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:
- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Профильные 10-е классы в экспериментальных регионах открылись только в сентябре 2004 года, поэтому судить о результатах эксперимента пока рано. Однако уже обозначились некоторые проблемы, которые могут возникнуть при реализации идеи профильной школы.
Во-первых, реализация идеи профильности старшей ступени, ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Однако Л.С. Выготский убедительно показал, что подростковый возраст – это время интенсивного формирования, становления интересов ребенка, время, когда интерес больше определяется внешними обстоятельствами, нежели внутренне сложившейся установкой. Данные психологов показывают, что в подростковом возрасте у ребенка отсутствует образ будущего, на основе которого только и возможен осознанный выбор профиля. Далеко не все к 15-16 годам знают наверняка, кем они хотят быть в будущем, и часто выбор профиля происходит случайно. После окончания школы выпускник может осознать ошибочность первоначального выбора, а поступить в вуз другого профиля ему будет сложно.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--