Дипломная работа: Изучение и коррекция личностной тревожности в младшем школьном возрасте
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ
1.1 Теоретические аспекты изучения проблемы тревожности в отечественной психологии и в зарубежных научных школах
1.2 Сущность понятий «тревожность», «ситуативная тревожность» и «личностная тревожность»
1.3 Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы психодиагностического исследования тревожности младших школьников
2.2 Результаты, анализ полученных данных диагностики
2.3 Результаты экспериментального исследования
2.4 Программа коррекционно-развивающих занятии по коррекции тревожности детей младшего школьного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена увеличением числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте. До этого она является производной широкого круга нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму "замкнутого психологического круга", ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.
Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти "возрастные пики тревожности" являются следствием наиболее значимых социологических потребностей.
В "возрастные пики тревожности" тревожность выступает как неконструктивная, которая вызывает состояние паники, уныния. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Но тревога дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры. Поэтому знания причин возникновения повышенной тревожности, приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей младшего школьного возраста.
Как считают многие исследователи, например, Прихожан A.M. (1995), за последние десять лет количество тревожных детей младшего школьного возраста увеличилось. Тревожность стала глубинной и личностной, изменились формы ее проявления. Таким образом, актуальность исследования тревожности детей младшего школьного возраста диктуется необходимостью углубленного исследования проблемы.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические особенности тревожности детей младшего школьного возраста?
Цель исследования: выявить психолого-педагогические особенности тревожности детей младшего школьного возраста
Объект исследования: состояние тревожности у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические особенности тревожности детей младшего школьного возраста
Гипотеза исследования: Процесс снижения и устранения тревожности младших школьников станет эффективным, если будут:
1. Исследованы особенности проявлений тревожности у детей младшего школьного возраста и установлены причины повышенной тревожности.
2. Проведен сравнительный анализ взаимосвязи уровня тревожности и особенностей детско-родительских отношений
3. Разработать практические рекомендации по коррекции тревожности детей младшего школьного возраста.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--