Дипломная работа: Изучение типологических особенностей спортсменов разной специализации
ИЗУЧЕНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СПОРСТМЕНОВ РАЗНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Содержание
Введение |
Глава I. Обзор литературы |
1.1. Понятие о темпераменте… |
1.2. Характеристика основных типов высшей нервной деятельности |
1.3. Основные свойства проявления темперамента человека и их взаимосвязь |
1.4. Взаимодействие типологической предрасположенности человека и его спортивной деятельности |
Глава II. Организация и методы исследования |
2.1. Организация исследования |
2.2. Методы исследования |
2.2.1.Изучение и теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования |
2.2.2. Метод социологического опроса (беседа) |
2.2.3. Тестирование |
Глава III. Результаты собственного исследования |
3.1. Экстраинтровертивные различия у людей, занимающихся определенными видами спорта |
3.2. Особенности психо-невротизма спортсменов различной специализации |
3.3 Типологические особенности нервной системы у лиц, занимающихся различными видами спорта |
Выводы. |
Приложения |
Библиография.. |
Введение
Актуальность проблемы.
Современная спортивная тренировка, направленная на достижение высоких результатов, требует от спортсмена большого, а иногда предельного напряжения всех физиологических резервов организма, в том числе и психических возможностей. В этих условиях возрастает зависимость эффективности деятельности человека от индивидуальных свойств нервной системы человека. Предельный уровень физических нагрузок, сочетающийся с высоким эмоциональным напряжением, часто приводит к перенапряжению физиологических систем, их сдвигов и снижению функционального состояния организма в целом. На фоне выраженных физиологических проявлений перетренированности, зачастую скрытыми, но очень важными являются психологические изменения, поскольку участие спортсменов в соревнованиях различного уровня требует, прежде всего, внутренней устойчивости человека [22].
Нагрузки, которые могут явиться причиной определенных патологий и физиологических изменений в организме спортсмена, вынуждают его снизить объем тренировок или вообще уйти из спорта. Если эти изменения будут зафиксированы в стадии их возникновения, то ряд профилактических мер будут способствовать их возникновению. Для этого тренер и сам спортсмен должны помнить, что успех в спорте зависит от целого ряда условий, в том числе и от особенностей процесса обучения, воспитания, подготовки к соревнованиям. Эти процессы необходимо строить и осуществлять не только на основании общих психолого-педагогических закономерностей, но и с учетом конкретных психологически обоснованных методов и приемов педагогического воздействия, способов организации деятельности занимающихся, приспосабливаемых к индивидуальным свойствам нервной системы и темпераменту тренирующегося [28].
Тип высшей нервной деятельности характеризуется, прежде всего, врожденными и индивидуальными психическими свойствами, то есть данный феномен является генетически заложенным свойством организма [7]. Но, наряду с этим, особенности и свойства того или иного данного от природы темперамента, могут претерпевать различные изменения в ходе индивидуальной жизнедеятельности человека, на которые оказывает влияние окружающая действительность, в данном случае занятия спортом [24]. Несмотря на то, что предпринимались неоднократные и постоянные попытки исследовать проблему темперамента, до сих пор она относится к разряду спорных и до конца не разрешенных в современной науке. Сегодня существует много подходов к исследованию темперамента. Однако, большинство исследователей признает, что темперамент – это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными [25].
Исходя из вышеизложенного, гипотезой научной работы явилось предположение о том, что типологические особенности человека, являясь, прежде всего, генетическими, могут претерпевать изменения в зависимости от постоянного вида деятельности. Учет темперамента при занятиях спортом позволит эффективнее строить тренировочный процесс, помогая тренеру расширить составляющие индивидуального подхода и определить методы работы с каждым спортсменом.
Цель работы - изучение свойств темперамента высококвалифицированных спортсменов, занимающихся различными видами спорта.
Для достижения цели сформулированы следующие задачи:
1. Основываясь на литературные источники изучить типологические особенности человека, раскрыть закономерности воздействующих факторов при проявлении темперамента.
2. Определить экстра- и интровертивные особенности спортсменов разной специализации.
3. Установить психо-невротические различия спортсменов по видам специализации.
4. Выявить особенности типов высшей нервной деятельности высококвалифицированных спортсменов в зависимости от специализации.
Методы исследования:
1. Изучение и теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Метод социологического исследования (беседа).
3. Определение типов высшей нервной деятельности высококвалифицированных спортсменов.
4. Определение уровня экстра-, интроверсии и степени психо-невротизма спортсменов.
Глава I . Обзор литературы
1.1. Понятие о темпераменте
Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. К биологически обусловленным структурам личности относится, прежде всего, темперамент [7] . Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик [9].
Несмотря на то, что предпринимались неоднократные и постоянные попытки исследовать проблему темперамента, до сих пор она относится к разряду спорных и до конца не разрешенных проблем современной психологической науки. Сегодня существует много подходов к исследованию темперамента. Однако при всем существующем разнообразии подходов большинство исследователей признает, что темперамент – это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.
Доказано, что на Земле нет двух людей одинаковых кожными узорами на пальцах рук, что на дереве нет двух совершенно одинаковых листьев. Точно так же в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей. Однако человек не рождается уже готовой личностью. Ею он становится постепенно. Но, уже с ранних лет у него наблюдаются свои индивидуальные особенности психики. Изменяясь гораздо медленнее, чем известные нам свойства (взгляды, убеждения, черты характера), они образуют своеобразную почву, на которой в последствие в зависимости от ее особенностей вырастают определенные индивидуальности [18, 25].
Такими присущими и устойчивыми человеку от рождения психическими качествами являются свойства темперамента. Говоря о темпераменте, обычно имеют в виду динамическую сторону личности, выражающуюся в импульсивности и темпах психической деятельности. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у такого-то человека сильный или несильный темперамент, учитывая его импульсивность, стремительность, с которой проявляются у него влечения и т.п. Темперамент – это динамическая характеристика психической деятельности индивида [35].
Следовательно, к темпераменту относятся, прежде всего, врожденные и индивидуально своеобразные (приобретенные) психические свойства.
У одних людей психическая деятельность протекает равномерно, уравновешенно и даже медлительны. Они редко сменяются, движения скупы и целесообразны. У других людей психическая деятельность приобретает скачкообразный характер. Такие люди, наоборот, очень подвижны, беспокойны.
Таким образом, свойства темперамента определяют динамическую сторону психической деятельности человека. Другими словами от темперамента зависит характер протекания психической деятельности.
1.2. Характеристика основных типов высшей нервной деятельности
Еще в пятом веке до нашей эры Гиппократ создал учение о том, что тип темперамента определяется сочетанием в теле человека четырех жидкостей: крови («сангвис»), лимфы («флегмы»), желтой желчи («холе»), черной желчи («меланхоле») [29]. Разумеется, эта теория была слишком наивна. От нее сейчас остались лишь названия типов высшей нервной деятельности (ВНД), а сущность типа определяется совершенно иначе. В настоящее время под типом ВНД принято понимать совокупность психических свойств, закономерно и необходимо взаимно сочетающихся между собой у определенной группы людей и являющихся общими.
Еще с древних времен было принято различать четыре основных типа темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Эти основные типы темперамента, прежде всего, различаются между собой по динамике возникновения и интенсивности эмоциональных состояний [7, 9, 11]. Так, для холерического типа характерны быстро возникающие и сильные чувства, для сангвинического – быстро возникающие, но слабые чувства, для меланхолического – медленно возникающие, но сильные чувства, для флегматического – медленно возникающие и слабые чувства. Кроме того, для холерического и сангвинического типов характерны быстрота движений, общая подвижность и тенденция к сильному внешнему выражению чувств. Для меланхолического и флегматического темпераментов, наоборот, характерны медленность движений и слабое выражение чувств.
Типы темперамента точки зрения бытовой психологии можно охарактеризовать следующим образом.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--