Дипломная работа: Конфликт как этап развития коллектива
Содержание
Введение
Раздел 1. Теоретико-методологический анализ развития коллектива
1.1 Теоретический анализ сущности коллектива как социальной общности
1.2 Социально-психологическая характеристика развития коллектива
1.3 Характеристика конфликта как этапа развития коллектива
Раздел 2. Социально-психологическая характеристика конфликта как этапа развития коллектива
2.1 Конфликт как показатель развития коллектива
2.2 Динамика и особенности развития конфликта в коллективной деятельности
2.3 Управление конфликтами в условиях совместной деятельности
Раздел 3. Особенности исследования конфликтного этапа развития коллектива
3.1 Оценка конфликтной ситуации и характера поведения
3.2 Оценка степени конфликтности в коллективе
3.3 Стили поведения в конфликтной ситуации
Выводы к разделу 3
Выводы
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Актуальность темы определяется ее практическим значением для создания здорового социально-психологического климата в трудовом коллективе и нормальных условий эффективного труда. Возникновение и течение конфликта в коллективе, сущность и виды конфликтных ситуаций, этапы развития конфликта, роль и значение конфликта в развитии коллектива.
Жизненная практика показывает, что межличностные отношения часто связаны с конфликтами. Конфликты являются неотъемлемой составляющей человеческих отношений, и они закономерны.
Когда две стороны находятся в контакте, то независимо от причины их взаимодействия, всегда существует вероятность возникновения конфликта. Они могут согласовывать свои противоречивые позиции при достижении мим совместной цели; иметь разногласия по поводу самих целей, к которым им следует вместе стремиться, или оказаться в разладе из-за каких-то личностных противоречий, агрессивных нападений друг на друга, предшествующего негативного опыта и т.п.
Конфликты не являются обязательным спутником жизни какой-либо организации. Но, возникая, они мешают людям жить и работать. В этой связи остро встает проблема профилактики конфликтов. Предупредить конфликты можно, зная основные группы причин их возникновения и устраняя их. Руководитель должен уметь применять различные межличностные методы управления конфликтами адекватно самой ситуации.
В профилактике конфликта большую роль играют знания в области социальной психологии и умение применять их на практике.
Первичная профилактика конфликта связана с психологическим просвещением, популяризацией психологических знаний. Если мы имеем представление о сущности, конфликта, которые его порождают, его возможных последствиях, знаем, как разворачиваются этапы конфликта, то мы можем эффективно решать проблемы выхода из конфликта. Этим и определяется актуальность данной работы и ее практическое значение.
Следует помнить, что конфликты социально обусловлены и опосредованны индивидуальными особенностями психики людей. Различают предпосылки, источники, причины, ситуации, инициаторов, виновников и жертв конфликта. Конфликт связан с острыми эмоциональными переживаниями, аффектами, с действием стереотипов и одновременно изобретательностью личности или группы в поисках и выборе путей помешать противной стороне в достижении своей цели.
Одна из главных задач изучения конфликта – выявление факторов определяющих развитие конфликта по конструктивному или деструктивному типу.
Продуктивное развитие конфликта предполагающее совместную концентрацию усилий сторон на решение конфликтной проблемы, в своих главных чертах сходно с процессом творческого мышления. Как и решения творческих задач, оно осуществляется в несколько этапов: от познания проблемы и неудачных попыток ее решения традиционными средствами через фрустрацию и дискомфорт к озарению, позволяющему увидеть проблему в новом ракурсе, найти ее новое решение.
Работу по управлению конфликтом надо начинать с анализа его причин, структуры и динамики.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--