Дипломная работа: Коррекционная работа по устранению дислексии у детей с трудностями в обучении

Оглавление

Введение

I. История и современное состояние проблемы устранения дислексии у детей

1.1 Нейропсихологические механизмы письменной речи

1.2 Дислексия: причины, механизмы, виды

1.3 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР

1.4 Особенности речевого развития детей с ЗПР

II. Экспериментальное изучение процесса овладения чтением учащимися с ЗПР

2.1 Организация и методика эксперимента

2.2 Особенности формирования навыков чтения у детей с ЗПР

2.3 Результаты контрольного эксперимента

III. Система коррекционной работы по преодолению дислексии у учащихся с ЗПР

3.1 Методика коррекции фонематической дислексии

3.2 Методика устранения аграмматической дислексии

3.3 Методика устранения семантической дислексии

3.4 Методика коррекции оптической дислексии

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения


Введение

Неуспеваемость, особенно если она проявляется еще в начальных классах, существенно затрудняет овладение ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это время формируются умственные и практические операции, действия и деятельность.

Отсутствие этого фундамента, невладение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из обучения. Подобного положения, если отсутствуют грубые нарушения развития, можно избежать, оказав ребенку своевременную и адекватную его проблемам помощь, но для этого необходимо знать возможные причины неуспеваемости, установить, какие из них действуют в конкретном случае (то есть диагностировать неуспеваемость),и уметь или устранить их или коррегировать последствия.

Причины неуспеваемости учащихся в массовой общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами. Примерно 50% неуспевающих школьников составляют дети с задержкой психического развития. Запас знаний об окружающей среде у младших школьников с ЗПР крайне скуден, они не могут рассказать о свойствах и качествах предметов; умственные операции недостаточно сформированы; речевая активность низкая, словарь беден, высказывания односложные, а их грамматическое оформление неполноценно, интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная направленность или не обнаруживается, или весьма слаба и нестойка; преобладает игровая мотивация; плохо развита произвольная регуляция поведения.

У младших школьников с ЗПР особенно распространены нарушения чтения, которые оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие.

Представление о симптоматике, сущности и механизмах нарушений чтения складывались постепенно. Впервые на эти нарушения как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А.Куссмауль в 1877 г. Затем появилось много других работ, в которых давались описания детей с различными нарушениями чтения и письма. Из ранних работ отечественных авторов следует отметить работы клиницистов-невропатологов Р.А. Ткачёва и С.С. Мнухина. В 30-х гг. XX столетия вопросы нарушения чтения привлекли особое внимание психологов, педагогов, дефектологов. В этот период подчёркивалась определённая зависимость между нарушениями чтения, с одной стороны, и дефектами устной речи и слуха с другой (Ф.А. Рау, Р.М. Боскис, Р.Е. Левина). В современной специальной литературе следует отметить работы Р.И. Лалаевой, А.Н. Корнева, И.Н. Садовниковой.

Проблеме преодоления дислексии у детей с ЗПР посвящены монографии Р.И. Лалаевой. Но, вместе с тем, данная тема остается недостаточно разработанной ввиду полиморфности и значительной распространённости дефекта.


I. История и современное состояние проблемы устранения дислексии у детей с задержкой психического развития

1.1 Нейропсихологические механизмы письменной речи

Многочисленные исследования показывают принципиальную сложность механизма речевой деятельности человека, а также то, что язык – это динамическая система которая формируется постепенно в связи с нейрофизиологическими закономерностями развития всех функциональных систем организма.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 256
Бесплатно скачать Дипломная работа: Коррекционная работа по устранению дислексии у детей с трудностями в обучении