Дипломная работа: Коррекционная работа при открытой форме ринолалии
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Анализ теоретических источников исследования открытой ринолалии
1.1 Строение речевого аппарата в норме и при патологии
1.2 Причины нарушения речи при открытой ринолалии
1.3 Психолого–педагогическая характеристика детей с открытой ринолалией (физическое, речевое и психическое развитие)
1.4 Актуальность проведения коррекционной работы при открытой ринолалии в дооперационный период
Глава 2. Опытно – экспериментальная деятельность
2.1 Комплексное обследование детей с открытой ринолалией в послеоперационный период (констатирующий этап)
2.2 Коррекционная работа при открытой ринолалии в послеопрационный период (формирующий этап)
2.2.1 Активизация небно-глоточного смыкания, растормаживание мягкого неба, коррекция дыхания, голоса, гласных звуков
2.2.2 Коррекция согласных звуков, уменьшение назализации, постановки речевого голоса
2.2.3 полная автоматизация новых навыков, снятие остаточной ринофонии
2.2.4 Работа над мелкой моторикой рук
2.3 Сравнительный анализ уровня развития речи у детей с открытой ринолалией на заключительном этапе исследовательской работы
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
В отечественной и зарубежной литературе среди речевой патологии выделяют ринолалию, как одну из сложных клинических форм. Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. При ринолалии наблюдается назализованный тембр голоса, артикуляция и фонация существенно отличаются от нормы.
В России разработкой методологических приемов по ринолалии занимались Е.Ф. Рау,1933г., Ф.А. Рау, 1933г., З.Г. Нелюбова ,1938г., В.В. Куколь, 1941г., А.Г. Ипполитова, 1955г., 1963, С.Г. Таптапова, 1963г., Т.Н. Воронцова, 1966г., Н.Н. Сереброва, 1969г., Л.И. Вансовская, 1977г., И.И. Ермакова, 1980г, 1984.
В коррекционной работе важно знать специфику логопедического воздействия.
Большое значение имеет система, разработанная А.Г. Ипполитовой, которая предположила начинать занятия с дооперационного периода при открытой ринолалии (использование сочетания дыхательных и артикуляционных упражнений, соблюдение определенной последовательности отработки звуков).
Своеобразие методов А.Г. Ипполитовой состоит в том, что первоначально внимание ребенка направлено только на артикулему. Содержание занятий включает формирование речевого дыхания, дифференциацию вдоха и выдоха, воспитание длительного ротового выдоха при реализации гласных артикулем (без включения голоса) и фрикативных глухих согласных, дифференциацию короткого и длительного ротового и носового выдоха при формировании сонорных фонем и аффрикат, постановку мягких звуков.
Н.И. Сереброва предложила рентгенографический метод, позволяющий прогнозировать возможность восстановления функции мягкого неба логопедическими приемами. Сопоставление этих данных до логопедической работы выявляет степень компенсации речевого дефекта общепринятыми средствами.
С.Л. Таптапова разработала коррекционную методику для взрослых ринолаликов. Она предложила своеобразный режим молчания (произношение гласных про себя), что способствует устранению назализации, снимает гримасы, характерные для данной патологии.
И.И. Ермакова, установила возрастные особенности функциональных расстройств голосообразования у детей с врожденными расщелинами и применительно к ним модифицировала ортофонические упражнения.
Она разработала поэтапную методику звукопроизношения и голоса:
1. Подготовка артикуляционного аппарата к изготовлению функционального глоточного обтуратора к операции уранопластики.
2. Активация небно-глоточного смыкания после накладывания обтуратора или растормаживание мягкого неба после операции, а так же приучение ребенка к новым кинестезия.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--