Дипломная работа: Коррекционная работа с детьми с задержкой речи
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы характеристики задержки развития речи
1.1 Закономерности развития детской речи
1.2 Характеристика задержки речи у детей
1.3 Психо-физиологическая характеристика речевой деятельности
1.4 Причины задержки развития речи у детей
Глава 2. Коррекционная работа по развитию задержки речи
2.1 Логопедическое обследование детей с задержкой речи
2.2 Методики исследования уровня речи
2.2.1 Методика исследования сенсомоторного уровня речи
2.2.2 Методика исследования навыков языкового анализа
2.2.3 Методика исследования грамматического строя речи
2.2.4 Методика исследования словаря и навыков словообразования
2.2.5 Методика исследования понимания логико–грамматических отношений
2.3 Система работ по развитию связной речи
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по развитию речи у младших школьников
3.1 Констатирующий эксперимент
3.2 Интегрированные уроки по обучению связной речи детей в работе над деформированным вариантом текста
3.3 Сравнительный анализ результатов обследования
Заключение
Библиография
Приложения
Введение
Одним из основных отличий человека от животного мира, обличием, отражающим закономерности его физиологического, психологического и социального развития, является наличие особого психического процесса, называемого речью.
А.Н. Леонтьев писал, что речь «представляет собой как бы решение своеобразной психологической задачи, которая, в зависимости от формы и вида речи и от конкретных обстоятельств и целей общения, требует разного ее построения и применение разных речевых средств».
Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Но речь является и важнейшей социальной функцией, т.к. предполагает непременное условие общения ребенка со взрослыми. Л.С. Выготский впервые выдвинул положение о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка.
По данным нейрофизиологических исследований установлено, что при интенсивном и разнообразном потоке информации, поступающей в мозг ребенка, происходит быстрое функциональное и анатомическое созревание ЦНС, но при этом необходимо учитывать возраст, психическое и физическое состояние ребенка.
Речевая деятельность осуществляется в соответствии с определенными правилами: лексическими, морфологическими, фонетическими, синтаксическими - свойственными данному языку или диалекту на данном этапе его исторического развития. Совокупность этих правил - языковых норм- образует языковую систему. Языковая система - язык - система словесных знаков, опосредующих психическую (прежде всего интеллектуальную) деятельность, а также средство общения, реализуемое в речи. Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания.
Под влиянием ряда факторов (требований общественной практики, усложнений мышленья, событий в истории народа, внутренних законов развития языка или диалекта, взаимовлияния языков в речевой деятельности возникают колебания в применении тех или иных языковых норм, борьба между взаимопротиворечащими нормами, из которых одна, в конце концов, получает преобладание в речи большинства представителей данного языка или диалекта. Тем самым устаревшая языковая норма заменяется другой, и язык претерпевает соответствующие изменения. Под влиянием тех же факторов в речи создаются новые языковые нормы. Таким образом, язык постоянно совершенствуется путем борьбы речи с языковой системой.
Роль правильного произношения особенно возросла в наше время, когда устная публичная речь на собраниях и конференциях, по радио и телевидению стала средством общения между тысячами и миллионами людей.
Сегодня большое значение придают обучению детей с задержкой речи. При анализе имеющейся зарубежной литературы можно выделить 4 разных подхода к проблеме изучения и обучения детей с задержкой развития речи:
Широко распространен в большинстве западных стран и основан на рассмотрении проблемы с чисто педагогических позиций. Соответственно, в исследованиях этого направления такие дети обозначаются как имеющие недостаточные способности к обучению или дети с трудностями в обучении. Сторонники этого подхода неизбежно объединяют в одну группу детей, испытывающих трудности в обучении по самым разным причинам – от поражений ЦНС и дефектов анализаторов до педагогической запущенности.
Приверженцы второго подхода рассматривают трудности в обучении детей прежде всего, как результат неблагоприятных условий жизни и воспитания, приводящих к ограничению сенсорного опыта ребенка и его общения с окружающими и задерживающих тем самым его интеллектуальное развитие, создающих трудности в формировании его личности (Англия, США).
Третий подход определяет группу детей с отставанием в развитии и нуждающихся в специальном обучении для преодоления этого отставания, как детей с нарушением поведения. Учение рассматривается как форма поведения, являющаяся ведущей для данного возраста. (Германия)
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--