Дипломная работа: Линия "Формализация и моделирование" учебного курса "Информатика"
Гришаева Алевтина Петровна
Новосибирск 2004
1. Содержание |
2. Введение |
3. Содержание линии «Моделирование и формализация» |
4. Подходы к раскрытию понятий «информационная модель», «информационное моделирование» |
4.1. Методические рекомендации по изложению теоретического материала . |
5. Информационное моделирование и электронные таблицы |
5.1. Подходы к раскрытию понятий «информационная модель», «информационное моделирование». |
5.2. Табличные информационные модели. |
5.3. Элементы системного анализа в курсе информатики |
5.4. Линия моделирования и базы данных |
5.5. Проектирование баз данных |
5.6. Информационное моделирование и электронные таблицы |
5.7. Моделирование знаний в курсе информатики |
6. Требования к знаниям и умениям учащихся по линии формализации и моделирования |
7. Примерное содержание и планирование линии «Формализация и моделирование» в базовом курсе средней школы по учебнику Макаровой Н.В. «информатика 7 – 9 кл.» |
8. Урок по изучению понятия модели |
9. Заключение |
10. схема1 «Содержательная структура линии формализация и моделирование») |
11. Список использованной литературы. |
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время информатика и информационные технологии мощным потоком влились в нашу жизнь. Трудно назвать другую область человеческой деятельности, которая развивалась бы так стремительно и порождала такое разнообразие проблем, как информатизация и компьютеризация общества.
История развития информационных технологий характеризуется быстрым изменением концептуальных представлений, технических средств, методов и сфер применения. В современном мире весьма актуальным для большинства людей стало умение пользоваться информационными технологиями. Проникновение ПК во все сферы жизни общества убеждает в том, что культура общения с ПК становится частью общей культуры человека – термины «Word», «Excel», «Internet» стали такими же обыденными, как «телефон», «телеграф», «телевизор». Но далеко не все понимают разницу между простым «нажиманием клавиш» и целенаправленной работой на компьютере, умением четко поставить задачу, и правильно подойдя к ее решению, используя программные средства (наиболее подходящие) прийти к ожидаемому результату.
Курс информатики был введен в школу как средство обеспечения компьютерной грамотности учащихся, подготовки школьников к практической деятельности, к труду в информационном обществе.
Важной содержательной линией в курсе информатике является линия «Формализация и моделирование».
Перед учителем информатики стоят различные цели. Одной из них является развитие логического и алгоритмического мышления школьников. Правильный подход к преподаванию линии «Формализация и моделирование» позволит оказать существенное влияние на общее развитие и формирование мировоззрения учащихся, а также решить многие задачи в полном их объеме.
Уроки, ориентированные на моделирование, должны выполнять развивающую, общеобразовательную функцию, поскольку при их изучении учащиеся продолжают знакомство еще с одним методом познания окружающей действительности – методом компьютерного моделирования.
В своей работе :
- попытаюсь отобразить наиболее существенные стороны линии «Формализация и моделирование»;
- представлю разработку урока по изучению понятия «модель» на примере математической модели;
- представлю изложение темы «Введение в информационное моделирование» и др.
Содержание линии «Моделирование и формализация»
В обязательном минимуме содержания образования по информатике присутствует линия «Моделирование и формализация» Содержание этой линии определено следующим перечнем понятий:
- моделирование как метод познания,
- формализация,
- материальные и информационные модели,
- информационное моделирование,
- основные типы информационных моделей.
Линия моделирования, наряду с линией информации и информационных процессов, является теоретической основой базового курса информатики. Дальнейшее развитие общеобразовательного курса информатики должно быть связано, прежде всего, с углублением этих содержательных линий.
Содержательная структура линии формализации и моделирования представлена на схеме1. ( схема1 )
Подходы к раскрытию понятий «информационная модель», «информационное моделирование»
Подходы к раскрытию темы в учебной литературе на примере учебника Макаровой Н.В. «Информатика 7-9 кл.»
Место, которое занимает тема информационного моделирования и информационной модели, в учебнике Макаровой Н.В. 7-9 кл. отличается объемностью и доступностью теоретического материала, который легко воспринимается и запоминается обучающимися. Обилие примеров, рисунков, схем, таблиц в учебнике и простота изложения материала способствует более легкому усвоению даже очень сложных для учеников тем. Так же к учебнику прилагается задачник по моделированию, в котором сформулированы понятия моделирования в разных программных средах (графический редактор, текстовый процессор, электронные таблицы, БД). В этих учебных пособиях полностью отображается образовательный минимум содержания образования линии «Моделирование и формализация».
В учебнике изучение моделирования основано по принципу «от простого к сложному» - с представления об объектах. Для того, чтобы перейти к моделям, нужно четко представлять себе что такое сам объект, его свойства и характеристики. Когда учащийся отчетливо видит объект, ему не составляет особого труда разобраться в модели, и форме ее представления.
Формирование представления о моделировании и формализации у обучающихся можно начать со следующего рассказа:
В своей деятельности — художественной, научной, практической — человек очень часто создает некоторый образ того объекта (процесса или явления), с которым ему приходится или придется иметь дело, — модель этого объекта. Создание этого образа всегда преследует некую цель. Модель важна не сама по себе, а как инструмент, облегчающий познание или наглядное представление.
Например:
• модель самолета предназначается для исследования его полетных свойств;
• макет будущей застройки района создается с целью оценки предлагаемого архитектурного решения;
• схема, чертеж или рисунок изделия используется для его изготовления;
• макет строения кристаллической решетки молекул какого-либо вещества нужен для наглядного представления расположения атомов в пространстве;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--