Дипломная работа: Логопедия. Развитие монологической речи у учащихся с нарушением интеллектуальной сферы
Логопедия. Развитие монологической речи у учащихся с нарушением интеллектуальной сферы
Оглавление
Введение. 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования. 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся начальных классов специальных (коррекционных) школ VIII вида. 7
1.2. Психологическая природа связной монологической речи. 22
1.3. Изучение особенностей коррекционной работы по развитию связной устной речи учащихся младшего школьного возраста специальной (коррекционной) школы VIII вида. 29
Глава II. Содержание и организация констатирующего эксперимента. 39
2.1. Организация и методика исследования. 39
2.2. Анализ результатов исследования связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. 44
Глава III. Методические рекомендации по формированию монологической речи у умственно отсталых школьников младших классов. 49
Заключение. 58
Список используемой литературы.. 61
Приложение №1. 1
Приложение №2. 1
Приложение № 3. 3
Приложение № 4. 4
Приложение № 5. 5
Приложение № 6. 6
Введение
Актуальность исследования.
Мир, окружающий нас, становится все более быстротечным: возникают и исчезают не только предприятия, но и целые направления в науке и производстве. Темп изменений окружающего мира, возникновения в нем нового, ускорился настолько, что вместо привычной статичной картины мы имеем дело с процессом, в котором сами понятия начинают отставать от текучей сущности, которую они когда-то обозначали. Сегодняшние, мы живем плодами своих идей, убеждений и труда. В аналогичном – если не более сложном положении окажутся и наши дети.
Детская популяция в настоящее время состоит из трех групп: нормально развивающиеся дети, одаренные дети, дети с нарушениями в развитии различной степени.
По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5-8% детей с наследственной патологией, 8-10% детей имеют выраженную врожденную патологию, а 40-60% можно отнести к группе риска по ЦНС, ССС и т.д. Эти цифры кажутся особенно удручающими, если принять во внимание демографическую и социально-экономическую ситуацию в стране. По данным МО РФ 85% детей – учащихся начальных классов, нуждаются в помощи медицинского, психологического или коррекционно-педагогического характера. Около 25% детей нуждаются в специализированной коррекционной помощи.
На современном этапе развития образования особенно остро встает проблема увеличения количества детей с интеллектуальными нарушениями и соответственно проблема предупреждения и преодоления школьной дезадаптации у этой категории детей, проявляющейся в низкой успеваемости, отклонениях от норм поведения, трудностях взаимоотношений с окружающими. Между тем социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно решать новые жизненные проблемы.
Проблема развития связной речи актуальна тем, что речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Несформированность или недоразвитие связной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Своевременная и целенаправленная работа по развитию связной речи будет способствовать развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации учеников специальной (коррекционной) школы.
Однако вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития связной речи у младших школьников специальных (коррекционных) школ, на сегодняшний день недостаточно разработаны. В специальной литературе крайне мало методических и теоретических рекомендаций посвященных данной проблеме. Таким образом, в настоящее время проблема развития связной речи у учеников младших классов специальных (коррекционных) школ является актуальной как в практическом, так и в теоретическом плане.
Проблема исследования. Развитие связной устной речи у детей с нарушением интеллекта является одним из условий эффективности их обучения в специальной коррекционной школе и залогом их дальнейшей социализации в обществе. Но, к сожалению, технология данного процесса остается недостаточно разработанной.
Объект исследования. Связная монологическая речь учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Предмет исследования. Особенности коррекционной работы по развитию связной монологической речи учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что в связной монологической речи учащихся с нарушением интеллекта будет наблюдается искажение, как внутреннего смыслового уровня, так и языкового уровня, вместе с тем ее изучение позволит в дальнейшем разработать коррекционную программу, которая будет способствовать ее оптимизации.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--