Дипломная работа: Методика развития силовых качеств учащихся старших классов по национальным прыжкам
Актуальность исследования. Национальные виды спорта в нашей республике являются самыми популярными и в настоящее время ими занимаются не только в сельской местности, но и в городах. Благодаря своей популярности и простоте организации занятий национальные виды спорта служат важным фактором массового спортивного движения в республике. Многие мастера продолжают расширять границы рекордных метров еще дальше, красотой своих полетов вовлекать все больше юных талантливых спортсменов к занятиям национальным прыжкам. Сегодня якутские прыжки стали популярными на международном уровне, благодаря включению в программу Международных спортивных игр «Дети Азии» и в программу чемпионатов России по легкой атлетике. При этом правильная организация учебно-тренировочного процесса, средств и методики развития силовых качеств способствует к повышению уровня, мастерства, престижа национальных прыжков не только в Республике Саха (Якутия), но и привлечет интерес к занятиям этим видом спорта других субъектов Российской Федерации.
На сегодняшний день вопросы совершенствования тренировочного процесса в Республике Саха (Якутия) по данной дисциплине национальных видов спорта являются актуальными, однако рассмотрены недостаточно. С целью создания здоровой конкуренции в нашей республике, также на Российском и мировом масштабе прыгунами, специализирующимися по национальным прыжкам и обусловила выбор темы нашего дипломного проекта.
Современная, всё более возрастающая конкуренция в Республике Саха (Якутия) в каждом из видов спорта, в том числе и по якутским национальным прыжкам, приводит тренеров и специалистов, занимающихся подготовкой спортсменов, к поиску новых методов и средств планирования, а также новых путей контроля тренировочного процесса.
Объект исследования. Теоретические и методические основы спортивной тренировки и физического воспитания.
Предмет исследования. Применяемые средства развития силовых качеств учащихся старших классов по национальным прыжкам.
Рабочая гипотеза. Предполагалось, что в настоящее время в условиях Якутии не полностью используется весь арсенал средств развития силовых качеств учащихся старших классов по национальным прыжкам. Мы предполагаем, что применение средств силовой подготовки, используемых в подготовительном периоде, окажет положительное влияние на воспитание силовых качеств учащихся по национальным прыжкам.
Научная новизна и практическая значимость. Исследования позволяют выявить возрастные особенности развития физических качеств старшеклассников. Кроме того, помогают изучить характер взаимосвязи между отдельными компонентами физических качеств старшеклассников по национальным прыжкам.
Знания динамики физических качеств и их взаимосвязи с другими компонентами спортивной подготовки позволяют экспериментально обосновать наиболее эффективные средства национальных прыжков и упражнений.
Большинство рекомендаций по использованию средств и методов силовой подготовки учащихся по национальным прыжкам может быть внедрено в практику подготовки спортсменов по национальным прыжкам детско-юношеских спортивных школ.
Теоретическая значимость. Результаты работы подтверждают и дополняют теоретические разработки применения средств силовой подготовки юношей по национальным прыжкам как наиболее отстающего звена в целостной подготовке спортсменов-школьников.
Анализ полученных экспериментальных данных позволяет установить связь между специальными силовыми упражнениями и основными двигательными способностями спортсменов-юношей по национальным прыжкам.
Основные положения, выносимые на защиту:
Особенности силовой подготовки учащихся старших классов по национальным прыжкам.
Методика применения силовой подготовки учащихся по национальным прыжкам.
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Виды якутских национальных прыжков.
Одними из самых увлекательных и зрелищных видов спорта народа Республики Саха из древнейших времен вплоть да наших дней считаются якутские национальные прыжки кылыы, ыстанга и куобах. О быстроногих людях, об одаренных от природы прыгунах сложены легенды, сказания, о них поется в старинном эпосе Олонхо. Состязания прыгунов украшали народные праздники ысыах. Кылыысыта специально кормили свежим кобыльим мясом, поили кумысом, молоком. Специально предоставляли время на подготовку. Обычно физически сильными и крепкими были хамначчиты-батраки. Они, действительно, своей крепкой статной фигурой, сильными ногами, легкой походкой и красивой внешностью пользовались симпатией у зрителей. На состязания баи-тойоны специально привозили с собой сильнейшего в своем наслеге, улусе кылыысыта. Чтобы посмотреть и полюбоваться состязаниями прыгунов люди собирались издалека. На соревнованиях разыгрывались большие призы, вплоть до выдачи замуж горячо любимой дочки. Даже в те далекие и нелегкие времена быстрые и ловкие люди без особого труда справлялись с домашним хозяйством, держали огромный скот, были хорошими охотниками. Такие мужчины всегда и везде пользовались уважением и почетом.[27, с. 21]
В прошлом якуты не имели своей письменности, поэтому многие вопросы истории, культуры и, в частности возникновения физических упражнений, игр и состязаний остались неизвестными.
Большинство работ о физическом воспитании, играх и состязаниях относятся на поздний период, т.е. на период прихода русских в Якутский край (XVII в.) и связанных с этим организацией и проведением целого ряда историко-этнографических и географических экспедиций с участием видных русских и европейских ученых-исследователей.
Профессор истории и географии Второй Камчатской экспедиции (1733 – 1743 гг.) Г.Ф.Миллер в описании якутского ысыаха пишет: «В финале ысыаха были у мужчин различные забавы, а именно борьба, скаканье на одной ноге» («кылыы» - В.К.). И.А.Худяков, русский революционер, фольклорист и этнограф, отбывавший ссылку в Верхоянске в 1867 – 1876 гг. подробно описал игры и состязания якутов и ламутов (эвенов). Он выделил из прыжковых упражнений следующие:
а) прыжки по-заячьи (куобахтыы ойуу); б) прыжки по-оленьи (табалыы ойуу); в) кылыйыы (скачки на одной ноге); г) ыстаналыы (попеременные прыжки с ноги на ногу. Здесь под прыжками по-оленьи он, по всей вероятности, имел ввиду прыжок в длину с разбег – (В.К.).
Декабрист А.А. Бестужев-Марлинский, проживавший в Якутске в период с 1826 по 1828 гг. о якутских состязаниях сообщает следующее: «летом, когда поспевает кумыс, якуты собираются на праздник ысыах. На празднике проводятся конные скачки, беганья, борьба. Мужчины скачут, прыгают на дальние расстояния на одной ноге … » («кылыы» - В.К.).
Р.К. Маак, русский натуралист и исследователь Сибири и Дальнего Востока, об играх и состязаниях якутов пишет: «Наиболее якутами игры – это борьба и скаканье... На чистом и равном месте втыкают в землю, на расстоянии трех больших шагов с лишком (больше трех саженей), маленькие деревянные ветки, штук до пяти и, разбежавшись, перескакивают на одной ноге (вероятно, прыжками «кылыы» - В.К.) через промежутки. Такие прыжки не очень легкая вещь. Скакавшие якуты, которых я видел, были сложены очень хорошо: крепкие мускулы на ногах и жилистые руки обнаруживали в них большую телесную силу, лица выражали ум и беспечность».
В.Л. Серошевский, поляк по национальности, провел в Якутске в качестве политического ссыльного. В своей книге «якуты» он пишет:
«В старину люди любили играть и веселиться … на ысыахе: ели, пили, прыгали, играли, боролись, танцевали».
Составитель словаря якутского языка Э.К.Пекарский дает следующий перевод обозначения якутских прыжков и производных от этих слов; «кылыысыт» - искусник прыгать (скакать) на одной ноге; «куабахсыт» - прыгать по-заячьи, обеими ногами за раз; присевши скакать.
«Ыстанга» состоит в прыгании каждой ногой попеременно на возможно далекие расстояния с меты на мету. Все три прыжка проводятся как игра. Для этого раскладывают несколько знаков (12), один от другого на известном расстоянии, и начинают прыгать обеими ногами от одной меты до другой, и если ловкач прыгает дальше метки, ее отодвигают и ставят на это место, другие должны стараться допрыгивать до новой меты.
Разносторонние сведения о физических упражнениях, играх и состязаниях коренных народов Саха-Якутии содержатся в героическом эпосе – олонхо, фольклоре, исторических преданиях, легендах, рассказах, мифах.
Богатыри олонхо постоянно тренируются, упражняются в беге, прыжках, стреляют из лука, метают копья, переносят тяжести, умело ездят верхом, закаляют свое тело холодной водой.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--