Дипломная работа: Международное публичное право
В международное публичное право играет ведущую роль во внешней политике нашего государства Республики Беларусь. Следовательно, знание его норм крайне необходимо любому гражданину. Цель данной контрольной работы осветить такой раздел международного публичного права, как основные принципы международного публичного права. Ведь эти принципы не только регулируют межгосударственные отношения, но и стимулируют формирование новых. Неукоснительное уважение международной законности – это единственный возможный сегодня образ действий для каждого субъекта международного права.
Вопрос №1: Основные принципы в международном публичном праве.
Основные принципы современного международного права - это основополагающие, императивные, универсальные нормы международного права, отвечающие закономерностям развития международных отношений нашей эпохи, обеспечивающие главные интересы человечества, государств, других субъектов международного права и в силу этого защищаемые наиболее жесткими мерами принуждения.
Можно полагать, что основные принципы современного международного права в совокупности возглавляют всю систему международного права. Эти принципы регулируют наиболее важные для данной ступени цивилизации межгосударственные отношения; специфика круга субъектов связана с тем, что основные принципы обязательны для всех субъектов международно-правовой системы, независимо от их участия в создании и признании этих принципов; особенности нормотворчества выражаются в том, что принципы объективируются в универсальных договорах или обычаях; наконец, в целях обеспечения соблюдения принципов применяются меры ответственности, связанные с ограничением суверенитета государства и дополнительной ответственностью возглавляющих государство руководителей, глав военных ведомств, политических партий и др.
Основные принципы международного права - это юридическая категория, как и другие нормы международного права. Однако они обладают такими особенностями, которые позволяют им занять особое место в системе норм международного права: они обязательны для всех без исключения государств и других субъектов международного права. Исходя из этой особенности, положения Устава ООН (п. 6 ст. 2) дают право органам ООН обеспечивать, чтобы все государства независимо от их членства в ООН действовали в соответствии с требованиями принципов; они пользуются приоритетом относительно всех остальных норм системы международного права: ст. 103 Устава ООН, ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и Венской конвенции о праве международных договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. разъясняют, что отклонение от нормы, содержащей принцип международного права, недопустимо и что она может быть отменена только по следующей нормой общего международного права, носящей такой же характер. Следствием указанных положений является признание норм, не соответствующих принципам, недействительными, не влекущими правовых последствий и не пользующимися защитой международного права; принципы в исключение из общих правил действия международно-правовых норм во времени имеют обратную силу, что позволяет им воздействовать на любую норму, возникшую ранее самого принципа, вплоть до ее отмены и непризнания связанных с ней последствий; только деяния, нарушающие принципы международного права, рассматриваются как международные преступления. Следствием этого является применение к нарушителям таких мер воздействия от имени сообщества государств, которые перечислены в ст. 5, 6, 40-47 Устава ООН и включают разрыв экономических, дипломатических и иных отношений, вплоть до применения вооруженной силы; принципы могут быть правовой основой для регулирования межгосударственных отношений при отсутствии прямого регулирования.
Классификация основных принципов имеет скорее доктринальный, чем прикладной, характер, однако она является важнейшим методом их исследования, установления периодов развития, соотношения друг с другом, выявления нормативной базы, ее достаточности. Она может быть осуществлена по ряду оснований: по форме объективирования, по историко-политическим признакам, по объекту и важности защищаемых отношений как для сообщества в целом, так и для государств, по характеру взаимосвязей самих принципов.
Принципы различаются по форме их закрепления - писаные и обычные, что не означает, естественно, различия в их юридической силе. Некоторые традиционно признанные и находящиеся в стадии становления принципы с успехом реализуются именно в форме обычая. Ряд как традиционно признанных, так и находящихся в стадии становления принципов с успехом реализуются именно в форме обычая. К первым относятся принципы территориальной целостности, нерушимости границ государств, ко вторым - принципы разоружения, защиты окружающей среды.
По признаку историческому принято различать принципы, возникшие в период рабовладения, феодализма, становления капиталистического способа производства, так называемые "доуставные принципы", уставные принципы, пришедшие в систему международного права после второй мировой войны, послеуставные - новейшие - принципы между народного права, такие, как принцип всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролем, принцип сотрудничества государств по охране окружающей среды. Таким образом, начинает хронологический ряд принцип добросовестного соблюдения международных обязательств, а завершает - принцип, обязывающий субъектов международного права сотрудничать в защите окружающей среды.
По степени важности, значимости защищаемых принципами отношений можно выстроить систему, во главе которой будут принципы, обеспечивающие общечеловеческие ценности, могущие также быть на званными системообразующими факторами нашей цивилизации, уничтожение которых приведет к уничтожению самой цивилизации, - такие, как уважение прав и основных свобод человека, сотрудничество государств по охране окружающей среды. Во второй группе должны следовать принципы, более связанные именно с интересами государств, - та кие, как невмешательство во внутренние дела, неприменение силы или угрозы силой, всеобщее и полное разоружение и др. Данный вид классификации показывает, каким принципам должно быть уделено первоочередное внимание в формировании нормативной базы.
Особую роль в системе основных принципов играют так называемые функциональные принципы: они пронизывают всю систему между народного права, тесно связаны с каждым правоотношением и с каждой нормой международного права, являются неотъемлемой частью их действия. Это принципы добросовестного соблюдения международных обязательств, мирного разрешения международных споров, сотрудничества, равноправия (равенства). Остальные принципы представлены такими, как принцип уважения прав и основных свобод человека, всеобщего и полного разоружения, нерушимости и неприкосновенности границ, невмешательства в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию государств, и др.
Первая классификация основных принципов по объекту сотрудничества была предложена профессором Н.Т. Блатовой. Она вычленила три группы принципов: 1) защищающие мир и безопасность; 2) обеспечивающие мирное сотрудничество государств; 3) защищающие права человека, народов и наций.
В последней четверти XX в. утвердились новые, послеуставные принципы, заставляющие переосмыслить взаимосвязи между самими принципами, в частности, выделить такие, которые являются важнейшими в системе принципов. В связи с этим в первую группу, по сути, возглавляющую все принципы, должны быть включены принципы уважения прав и основных свобод человека, равноправия и самоопределения народов и наций, международной защиты окружающей среды, наиболее тесно связанные с системообразующими факторами нашей цивилизации. Принципы второй и третьей групп, различаясь между собой, по существу, являются служебными относительно принципов первой группы. Принципы второй группы включают принцип запрещения применения силы и угрозы силой, территориальной целостности государства, нерушимости государственных границ, всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролем, обеспечивая сотрудничество государств по поддержанию мира и безопасности; принципы третьей группы включают собственно принципы сотрудничества государств, суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела государств, мирного разрешения международных споров, добросовестного выполнения международных обязательств.
Перечисленные классификации не исключают друг друга; каждая из них свидетельствует о многогранности такого явления, как основные принципы международного права, и о необходимости учета всех его сторон в процессе нормотворчества - кодификации и прогрессивного развития принципов.[1]
Принцип запрещения применения силы или угрозы силой имеет давнюю историю становления. На многостороннем уровне и в виде юридической нормы идея отказа от применения вооруженной силы была реализована в договорах Версальской системы, Статуте Лиги Наций, Пакте Бриана - Келлога "Об отказе от войн в качестве орудия национальной политики" 1928 г.
В настоящее время запрет на применение силы или угрозы силой за креплен в Уставе ООН - универсальном договоре, что свидетельствует о превращении нормы многосторонней в норму универсальную. Устав ООН содержит также систему норм, призванных гарантировать соблюдение требований принципа (см. гл. VII Устава). Некоторые элементы принципа, связанные с ответственностью, содержатся в Уставах между народных военных трибуналов в Нюрнберге и Токио.
Содержание принципа существенно дополняется и развивается в морально-политических нормах совместных заявлений государств, резолюциях и декларациях Генеральной Ассамблеи ООН, в проектах разрабатываемых универсальных договоров. Так, Декларация "О принципах международного права, касающихся дружественных отношений государств в соответствии с Уставом ООН" 1970 г., Декларация "Об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях" 1987 г. уточняют обязанности государства-агрессора, с одной стороны, и права сообщества государств - с другой. Важнейшая резолюция Генеральной Ассамблеи "Об определении агрессии" 1974 г. содержит согласованный перечень составов деяний, рассматриваемых как агрессия. Подготавливаемый Комиссией международного права Генеральной Ассамблеи ООН проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества содержит, кроме состава агрессии, положения о наказании агрессора и его пособников.
Не являясь источниками принципа, указанные акты свидетельствуют о необходимости совершенствования его содержания, определяют на правления его развития, способствуют становлению обычая, подтверждая косвенным образом наличие единых позиций государств.
Объектом защиты принципа запрещения применения силы или угрозы силой являются общественные отношения, связанные с ненарушением мира, с соблюдением права сообщества, отдельного индивида на жизнь в ненасильственном мире, с запретом решать спорные вопросы с применением силы.
Круг субъектов принципа идентичен кругу субъектов международного права в целом, но относительно объекта и совершаемых в нарушение принципа деяний он распадается на две группы - жертва агрессии и сообщество государств, а также виновное государство и его пособники. Ими считаются согласно сложившейся практике государства, оказавшие агрессору финансовую помощь, предоставившие свою территорию для формирования банд наемников, размещения военных баз, транзита в военных целях и др.
В соответствии с принципом государства берут на себя обязательства не применять друг против друга первыми вооруженные силы в нарушение Устава ООН, независимо от того, выражается ли это во вторжении на территорию государства, или ее оккупации, или бомбардировке, или нападении вооруженными силами на военные сухопутные, морские или воздушные силы вне пределов государства, в формировании и засылке вооруженных банд и др.
Все члены сообщества обязаны участвовать в санкциях против агрессора по решению компетентных международных органов (например, Совета Безопасности ООН) или в силу договоров, а также не оказывать материальной и моральной поддержки агрессору.
Государство - жертва агрессии имеет право на индивидуальную и коллективную - по договорам или в рамках универсальных и региональных политических организаций - самооборону, на применение материальных и нематериальных санкций к агрессору, его пособникам, на привлечение к уголовной ответственности индивидов, виновных в планировании, финансировании, развязывании, ведении военных действий. Любое государство имеет право обратить внимание сообщества на нарушение международного права, выразившееся в перечисленных действиях.
Особую роль в реализации принципа играет Совет Безопасности ООН. Определив, что применение силы государством является актом агрессии (ст. 39 Устава ООН), он заключает соглашения с государствами-членами ООН о предоставлении в его распоряжение воинских формирований, техники, средств обслуживания и пр. Ратифицированные в соответствии с конституционной процедурой каждого государства, эти соглашения приобретают характер источника международного права (ст. 43 Устава ООН).
Новым механизмом по соблюдению принципа является институт мер доверия, впервые предложенный в 50-х годах президентом США Эйзенхауэром в виде концепции "открытого неба" - инспекций, осуществляемых ВВС стран НАТО и ОВД над территориями друг друга по взаимной договоренности. Он получил юридическое закрепление в Договоре по открытому небу 1992 г., участниками которого являются 24 государства-члена ОБСЕ, в том числе Российская Федерация. В виде моральных норм он нашел отражение в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., Итоговом документе Стокгольмской конференции по мерам доверия, безопасности и разоружения в Европе 1986 г. Государства-участники обязуются не проводить военных учений вблизи границ друг друга, установить зоны безопасности вдоль границ, обмениваться наблюдателями на военных учениях и при уничтожении запрещенных договорами видов вооружений. Все эти меры уменьшают опасность внезапного применения вооруженных сил и обеспечивают доверие государств в военной области.
Принцип территориальной целостности государств, защищающий право государства на целостность и неприкосновенность его территории, является важнейшим средством обеспечения суверенитета государства. Территория есть основное условие существования государства, сфера действия его суверенитета. Государственная территория защищается национальными и международными средствами. Устав ООН (п. 4 ст. 2) запрещает применение силы против территориальной целостности государств в виде вторжения, аннексии, оккупации, любых попыток расчленения государственной территории, если это не связано с применением международных санкций.
Принцип начал свое формирование параллельно с образованием национальных государств на месте бывших феодальных княжеств, государств-городов и пр. Однако еще в течение долгого времени территория оставалась "призом", целью войн, в связи с чем трудно было говорить именно о наличии принципа, т.е. императива, обязательного для всех государств. Допуская применение силы, международное право тем самым допускало и законность территориальных приобретений.
Становление принципа запрещения применения силы или угрозы силой привело логически к признанию незаконности оккупации, аннексии, других способов отторжения территории. Показательна в связи с этим судьба мюнхенского соглашения 1938 г., позволившего Германии под угрозой вторжения и уничтожения Праги присоединить к своей территории Судетскую область Чехословакии. Договоры СССР - ФРГ, ПНР -ФРГ, СССР - ЧССР, заключенные в период с 1970 по 1977 г., признали его ничтожным с самого начала и не влекущим правовых последствий.
Принцип ныне существует в обычно-правовой форме, однако косвенные подтверждения его существования и действия находятся в двусторонних договорах политического характера, в региональных документах, в частности, уставных документах политических региональных организаций. Так, преамбула и ст. 2 Хартии Организации африканского единства говорят о том, что целями Организации является защита территориальной целостности, естественных ресурсов государств Африки; ст. V Пакта Лиги арабских государств также затрагивает проблему защиты территориальной целостности государств - членов Лиги.
Морально-политические нормы резолюций и деклараций Генеральной Ассамблеи ООН, резолюции и решения Совета Безопасности ООН так же содержат ссылки на принцип и его согласованные на моральном уровне формулировки, идентичность которых свидетельствует о едином представлении о содержании принципа и практике его применения.
Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., ст. IV которой, озаглавленная "Территориальная целостность государств", гласит, что "государства-участники будут уважать территориальную целостность друг друга... Государства-участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будут признаваться законными". Одним из важнейших подтверждений существования принципа территориальной целостности государств является признание законности обращения к применению силы в случае посягательств на территорию государства, признание нарушения принципа, т.е. достаточным поводом к военным действиям.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--