Дипломная работа: Межличностные отношения детей с задержкой психического развития
План
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты межличностных отношений детей с ЗПР
1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
2. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития.
3. Психологические особенности общения детей с задержкой психического развития
4. Специфика общения младших школьников с задержкой психического развития
Глава 2. Эмпирическое исследование межличностных отношений детей с ЗПР
Глава 3. Результаты эмпирического исследования особенностей межличностных отношений у подростков с задержкой психического развития
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
В современных условиях преобразования и модернизации нашего общества особенно остро встает проблема роли семьи и школы в осуществлении своевременной психологически и педагогически обоснованной помощи детям, отстающим от возрастных норм развития. Задача обеспечения эффективности обучения и воспитания детей с задержкой психического развития чрезвычайно актуальна, так как такие учащиеся, закончив школу, могут широко включаться в сферу трудовых отношений на различных производствах.
В последние десятилетия значительно увеличилось количество детей с задержкой психического развития (developmentallybackwardchildren). В настоящее время они составляют более 20 % детской популяции. Это часть той группы детей, которая в мировой психологической и медицинской литературе называется «дети с минимальной дисфункцией мозга» (minimalbraindisfunction), а в педагогической – дети с трудностями в обучении (childrenwithlearningdisabilities, educationallydisabled) или медленно обучающиеся (slowlearners). Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям, не имеющим нарушений отдельных анализаторов (слуха, зрения, моторики, речи) и не являющимся умственно отсталыми. Но они отличаются от других детей тем, что испытывают стойкие трудности при обучении по общеобразовательным программам. Необходимо подчеркнуть, что понятие «задержка психического развития» является более дифференцированным, чем «трудности в обучении». Оно не включает ни педагогическую запущенность, ни специфические речевые нарушения, ни отставание в психическом развитии вследствие нарушений опорно-двигательного аппарата (Т.А. Власова, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер).
По отношению к этим детям дефектологи Бельгии употребляют термин «легкая степень умственной патологии». Они отмечают, что это неоднородная группа. Сюда относятся те, кто по причине ранних неврозов и отклонений развивался заторможено и затем стал функционировать на более низком уровне (Е. Broekaert, Hove G. Van, 1990).
Дети с задержкой психического развития составляют в настоящее время почти четвертую часть детской популяции. Безболезненное включение таких детей в широкую социальную жизнь возможно только при активном решении ряда задач психолого-педагогической науки и практики, охватывающих как общегуманистические, так и гражданские и антикриминальные аспекты.
Учеными-дефектологами установлено, что жизненное благополучие ребенка, зависит не от дефекта самого по себе, а от его социальных последствий: от социально-психологической реализации человека. Обсуждение причин появления негативных социальных последствий, а также анализ возможностей и способов их устранения, условий, ведущих к благоприятной социально-психологической реализации ребенка с задержкой психического развития, завершают.
Несмотря на широкую распространенность исследований межличностных отношений в общей психологии, в литературе по специальной психологии до настоящего времени отсутствуют комплексные исследования самооценки и межличностных отношений у детей с задержанным вариантом психического дизонтогенеза в подростковый период развития. Вместе с тем изучение самооценки и межличностных отношений у данной категории детей имеет чрезвычайно важное значение, так как самооценка занимает центральное место в процессе развития самосознания, обеспечивает единство, стабилизацию и целостность личности, включена во множество связей и отношений с другими психологическими образованьями, каждый из которых вносит свой вклад в ее формирование и вместе с тем корригируется и направляется ее непосредственным воздействием. К числу таких психологических образований относится система межличностных отношений.
Вопрос межличностных отношений всегда волновала умы отечественных и зарубежных ученых. Данная сторона жизни представляет особую важность. Таким образом, данная тема является актуальной, так как в младшие школьные годы закладывает фундамент, на котором основывается все дальнейшее развитие личности.
Специальная психология в настоящее время располагает целым рядом исследований, посвящённых: изучению конкретного проявления и причин снижения темпа психического развития у этих детей /Т.А, Власова, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Л.И. Переслени/, описанию различных вариантов ЗПР /Т.А. Власова, В.В. Ковалёв, К.С. Лебединская, Н.А. Никашина, М.С. Певзнер, М.Г. Рейдибойм, Е.Н. Самодумская, У.В. Ульенкова/, анализу специфики развития мышления /Т.В.Егорова, 3.И.Калмыкова, Т.Н.Князева/, изучению мыслительной деятельности, познавательной активности /Т.В. Егорова, Н.А. Менчинская, У.В. Ульенкова/, учебной деятельности /Г.И. Жаренкова, Г.М. Капустина, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова, Н.А. Цыпина, С.Г. Шевченко/, отдельных психических процессов /Н.Ю. Борякова, Н.А. Жулидова, Л.И. Переслени, В.Л. Подобед, Е.С. Слепович, П.Б. Шошин/, вопросам отграничения ЗПР от сходных состояний /В.Н. Лоскутова, М.С. Певзнер, Г.Н. Седельникова/.
Круг исследований, посвящённых изучению школьников с ЗПР, постоянно расширяется, однако проблемы специфики эмоционального развития детей с ЗПР в школьном возрасте по-прежнему остаются, мало изученными.
В то же время, нельзя отрицать тот факт, что многие авторы так или иначе прикасались и прикасаются к этой сфере психического развития ребёнка в связи с изучением смежных проблем. Это связано с тем, что особенности деятельности и поведения у детей с ЗПР в значительной мере выражают собой сущностную характеристику специфики ЗПР как своеобразной формы аномального развития психики ребёнка /Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Т.Е. Самодумская, У.В. Ульенкова и др./. В.В.Лебединский /1985/ отмечает, что эмоциональная сфера детей с ЗПР имеет свои особенности, обусловленные этиологией и патогенезом этой аномалии развития.
Цель исследования: изучить особенности межличностных отношений у детей с ЗПР.
Задачи исследования:
• Осуществить теоретический анализ литературы по теме работы;
• Осуществить эмпирическое исследование по диагностике межличностных отношений у детей;
Предмет исследования: особенности межличностных отношений у детей с ЗПР.
Объект исследования: межличностные отношения.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--