Дипломная работа: Миграция

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ

1.1 Феномен миграции в системе научного знания

1.2 Трактовка понятия «миграция». Виды миграционных движений

1.3 Значение миграции: причины, функции, последствия

2. МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

2.1 Интерпретация и структурирование миграционной политики

2.2 Особенности миграционной политики РФ 1991-2000-х гг.

2.3 Истоки и содержание политики в отношении соотечественников за рубежом

3. СОДЕЙСТВИЕ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В РФ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

3.1 Государственная программа: содержание и оценка перспектив реализации

3.2 Региональная организация миграции в рамках Государственной программы. Калужская область как регион-участник

4. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, ХАРАКТЕРИСТИК ЕЕ УЧАСТНИКОВ

4.1 Методики и программа исследования

4.2 Результаты исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

В огромном спектре направлений общественной жизни, регулируемых деятельностью государства, миграционная политика – одно из самых сложных, противоречивых, болезненных для нашей страны. Она должна служить не только национальным интересам России, обеспечивая безопасность, содействуя развитию экономики, повышая демографический потенциал; она должна строиться и в интересах тех, кто является ее непосредственными участниками – переселенцев и принимающего населения, обеспечивая реализацию их прав. В отличие от многих других сфер, она не затрагивает лишь отдельные стороны жизни человека – здоровье, образование, занятость – она включает их комплексное преобразование, коренное изменение условий существования. Поэтому здесь так тяжелы последствия ошибок и непродуманных действий.

Обстоятельства исторической действительности за последние 20 лет изменились настолько, что полностью переориентировали сам вектор миграционных потоков, их динамику, связанные с ними проблемы, а следовательно, должны быть пересмотрены принципы и программы их регулирования. Структура и перечень направлений миграционной политики разноплановы и многообразны – от противодействия нелегальной миграции до содействия и привлечения иммигрантов на работу, от оптимизации внутренних миграционных процессов до привлечения соотечественников из-за рубежа. Именно последнее направление, актуальное, прежде всего, в силу новизны разработки его проектов, имеющихся трудностей в осуществлении, требует особого внимания и изучения.

Столетиями русские люди в ходе завоеваний или в процессе осуществления экономических проектов осваивали новые для них территории, но в оказавшемся после распада СССР разрозненном политическом пространстве они вдруг перестали быть гражданами того государства, на благо которого работали и жили. С 1990 по 2005 годы в Россию из стран СНГ и Балтии въехало более 8,5 млн. человек, из которых 65% составляли этнические русские. К началу 2000-х гг. миграционный поток стал затихать, однако, напротив, российское государство осознало необходимость такой миграции для своего развития, закрепило этот приоритет в Концепции государственной миграционной политики 2003 года, а в 2006 году Указом Президента была утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.

В рамках указанного документа определены регионы, которым предстоит первыми, начиная с 2006 года, претворить разработку программы в жизнь на местах, в числе этих регионов и Калужская область. Разработка Региональной программы переселения и первые этапы ее практического применения – важнейшие моменты деятельности. Их текущий, а не окончательно отлаженный и апробированный характер действия составляет основу рассматриваемой нами проблемной ситуации – от того, как будут эти этапы реализованы, зависит успешность опыта Калужской области в свете поставленной Программой задачи – «объединения потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов».

Будучи отражением нового направления миграционной политики, программа привлечения соотечественников получила широчайший ряд откликов, аналитических замечаний, прогнозов и оценок; на ее основании в течение 2006-2007 гг. была издана серия сопровождающих нормативно-правовых документов; однако исчерпывающее научное освещение программы и порождаемых ею проблем с точек зрения различных дисциплин по той же причине оказалось невозможным; это – задача текущего и последующего этапов развития правовой и социальной составляющей миграциологии. В данном контексте новизна настоящей работы заключается в рассмотрении исследуемого направления не только в свете общественно-политических задач и приоритетов, но в системе научного знания о миграции в целом и с позиций социальной работы в частности.

В то же время в рамках смежных наук хорошо разработаны различные направления, тесным образом связанные с исследуемым вопросом и необходимые для его понимания. Основополагающими работами являются исследования ученых-демографов РАН Зайончковской Ж.А., Рыбаковского Л.Л., исследование миграционных процессов в контексте национальной безопасности государства Витковской Г.С., Балашовой Т.Н., социологический аспект миграции, разработанный Юдиной Т.Н., региональный аспект, представленный в трудах Воробьева Н.В. и др. Большое значение имеют материалы периодической литературы, главным образом, издаваемых с 2007 года журналов «Земляки» и газеты «Ваше право. Миграция», журналов «Миграционное право», «Международная жизнь» и др.

Руководствуясь означенными данными, в качестве объекта исследования нашей работы мы понимаем саму систему регулирования миграционных процессов государства, полагая его предметом конкретное направление миграционной политики России в отношении привлечения соотечественников, проживающих за рубежом, его значимость, особенности воплощения в современных условиях, раскрытие социальных гарантий и преференций участников, в частности, и на территории нашего региона. Реализация программы осуществляется поэтапно, охватывая в целом период 2006-2012 гг. На текущий момент мы должны учитывать результаты работы, осуществленной в 2006-2007гг., предполагая их развитие и на ближайшую перспективу.

Обеспечить баланс интересов власти, общества и конкретного человека не представляется возможным без всестороннего анализа позиций всех участников – без оценки стратегии развития государства и его законодательства, без оценки многочисленных научных и публицистических материалов, отражающих настроения общества, без учета мнений самих мигрантов.

Руководствуясь этим принципом, мы ставим целью при изучении данной темы осуществить комплексный анализ потенциала программы и ее роли в системе миграционного законодательства. В соответствии с этим в качестве основных задач могут быть выделены следующие моменты деятельности:

- рассмотрение теоретических аспектов феномена миграции: его сущности, видов и функции миграции, причин и последствий миграционных движений, существующих в науке подходов к рассмотрению данного явления;

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 439
Бесплатно скачать Дипломная работа: Миграция