Дипломная работа: Мнемические приемы как средство развития образной памяти младших школьников на уроках литературного чтения
Руководитель: Плотникова Е.В.
Екатеринбург
2001
Оглавление
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 3
Глава I. Теоретические основы развития образной памяти у младших школьников.
1.1. Сущность, структура и содержание образной памяти в психолого-педагогической литературе. . . . . . . . . . . 6
1.2. .Учебная деятельность как условие развития образной памяти. Условия развития образной памяти на уроках литературного чтения в младшем школьном возрасте. . . . . . . . . . . 15
Глава II.. Проектирование рабочей тетради “Запоминайка” по развитию образной памяти у учащихся третьих классов на уроках литературного чтения.
2.1.Проектирование рабочей тетради по развитию образной памяти для младших школьников. . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 33
2.2.Рабочая тетрадь “Запоминайка” для учащихся третьих
классов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
2.3.Результаты апробации рабочей тетради по развитию образной памяти у младших школьников. . . . . . . . . . . . . . . . .97
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .98
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . ..99
Введение
Человек – это уникальное биопсихосоциальное существо, которое природа наделила несвойственными для остальных живых организмов высшими психическими функциями, одной из которых является память.
Что же такое память? Этот вопрос интересовал древних людей, и даже в двадцать первом веке не утихают споры по определению памяти. Аристотель утверждал, что память является результатом работы сердца, а мозг служит лишь для охлаждения крови. Лишь в шестнадцатом веке фламандский ученый Андреас Везалий показал, что память связана с работой мозга. В настоящее время существует множество определений памяти. Например, в словаре Уэбсерта память трактуется как:
1. Процесс воспроизведения или восстановления усвоенных и сохраненных в уме знаний и представлений, особенно посредством механизмов ассоциативного мышления.
2. Сумма усвоенной и сохраненной информации.
М.И. Еникеев и О.Л. Кочетков предлагают такое определение памяти как интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности, а Л. Г. Воронин рассматривает память с биологической точки зрения и определяет её как процесс изменения нервной ткани под влиянием действия раздражителей, результатом которого становится сохранение и запечатление следов нервного возбуждения (под следами в данном случае понимают определенные электрохимические и биохимические изменения в нейронах – нервных клетках).
В потоке современной жизни на каждого человека обрушивается лавина информации, и нам приходится что-то запоминать, а что-то “отбрасывать”. Но информации становится все больше и больше, что служит причиной возникновения острых проблем (например, перегрузка учащихся). Если взрослый человек испытывает затруднения в запоминании большого объема информации, то младшему школьнику, у которого память находится на очередной стадии развития, запомнить объемную по содержанию информацию еще сложнее. Единственный выход из создавшейся ситуации – хорошее владение мнемическими приемами и тренировка памяти. Наиболее целесообразно, на наш взгляд, развивать память на уроках литературного чтения, так как в младшем школьном возрасте восприятие окружающего мира продолжает быть эмоциональным, чувственным, и живое слово будет способствовать наилучшему усвоению мнемических приемов. Работу по развитию памяти, безусловно, следует начинать с первого класса, но так как у детей формируется определенные мнемические навыки лишь к началу обучения в третьем классе, мы решили, что лучше всего обучать детей непосредственно использованию различных мнемических приемов с третьего класса. Объектом нашего проекта является процесс развития образной памяти на уроках литературного чтения учащихся третьих классов, а предметом – система мнемических приемов по развитию образной памяти.
Целью нашего проекта является создание рабочей тетради по развитию образной памяти на уроках литературного чтения для третьих классов Соответственно, нашими задачами являются:
1. Определение сущности, структуры, содержания и условий развития образной памяти младших школьников.
2. Систематизация данных по методике развития образной памяти на уроках литературного чтения.
3. Конструирование рабочей тетради путём подбора упражнений.
4. Подбор текстов для рабочей тетради.
5. Апробация рабочей тетради в процессе педагогической деятельности.
Осуществление цели и выполнение задач возможно благодаря методам работы, которые мы выбрали:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
2. Обобщение педагогического опыта.
3. Наблюдение.
4. Беседа.
Глава I .Теоретические основы развития образной памяти у младших школьников
1.1. Сущность, структура и содержание образной памяти в психолого-педагогической литературе
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--