Дипломная работа: Молодежный туризм

Рассматривая историю развития молодежного туризма, прежде всего следует дать определение данному виду туризма.

Молодежный туризма – это конкретный вид туристской деятельности юношества и подростков, реализуемый как в рамках национальных границ, так и на региональном и мировых уровнях.

Рассмотрим этапы развития молодежного туризма в СССР.

Туристско-краеведческая деятельность за период с 1918 по 1928 годы была сосредоточена во внешкольных учреждениях и проводилась в форме многодневных (6-10 дней) экскурсий, путешествий, так называемых «кочёвок».[1] Главной их тематикой было изучение естественноисторических дисциплин, сельскохозяйственного труда и кустарных промыслов. Примечательно, что уже в 1918 г. в Наркомпросе организуется специальное бюро школьных экскурсий. По поручению наркома А.А Луначарского профессор И.И. Полянский организовал к маю 1919 г. 6 экскурсионных станций для экскурсионно-исследовательской работы с учащимися и учителями единой трудовой школы. Организационно-методическая сторона туризма и краеведения определялась в то время работами И.М. Гревса, Н.П. Анциферова, Б.Е Райкова, А.А. Яхонтова, Н. К. Крупской. Как писал И.М. Гревс в первом номере журнала «Экскурсионный вестник»: "Сделать экскурсию необходимым фактором в школьном курсе явилось задачей нового времени. Крупская определяла роль экскурсий так: «Экскурсия имеет громадное значение, но только в том случае, если она хорошо подготовлена.

Надо научиться наблюдать жизнь и стараться из неё черпать всё, что возможно».[2]

В конце 20-х годов XX века Обществом пролетарского туризма и экскурсий был объявлен Всесоюзный исследовательский поход «За сырьем для станков пятилетки», в котором приняли участие большое количество групп юных туристов. Академик А.Е. Ферсман, сразу оценивший возможную пользу походов, писал, что «от туризма мы переходим к целому ряду этапов нашей работы в области не только научных открытий, но и завоеваний большого хозяйственного значения».[3]

В тридцатые годы XX в практике многих советских педагогов значительное место занимали туристские походы и экскурсии. Интересен опыт А.С. Макаренко, который широко применял коллективные походы в целях воспитания. Выдающийся педагог использовал походы как стимул, как подарок коллективу за успехи учебного и трудового года. Анализируя опыт туристской работы в коммуне им Ф. Э. Дзержинского, Макаренко считал, что нет лучшего метода образования и развития молодёжи, чем летние экскурсии и походы, ежегодно устраивая их для своих воспитанников. [4]

В предвоенные годы усилению туристско-краеведческой работы среди детей способствовал ряд мер. В 1932 г. коллегия Наркомпроса РСФСР приняла постановление «Экскурсионно-туристическую работу среди детей на высшую ступень», к котором поручалось «краевым, областным и районным отделам народного образования совместно с детскими коммунистическими организациями принять все меры к организации в городах, рабочих и важнейших колхозных районах детских экскурсионно-туристических станций и баз на них, проводя через последние методическую работу». В 1937 году был объявлен Всероссийский поход пионеров и школьников за минеральным сырьем.

В 1940 году был издан приказ Наркома просвещения РСФСР «О детском туризме». В школах были созданы клубы юных туристов. «Детский туризм и экскурсии, - заявил нарком просвещения Потемкин на коллегии Наркомпроса, - это такой вид учебно-воспитательной работы, в который должны быть вовлечены все учащиеся». Туризм и экскурсии преследуют прежде всего общеобразовательные задачи и в самой своей организации несут элементы физической закалки и подготовки будущего бойца. За 1940 г. к участию в походах была привлечена 261 тысяча школьников. В начале 1941 года была объявлены Всесоюзные экспедиции пионеров и школьников по местам боевой славы гражданской войны и по изучению малых рек.[5]

В годы Великой Отечественной войны туристско-краеведческая деятельность школьников была направлена на помощь фронту и тылу. Дети собирали дикорастущие полезные растения, записывали биографии героев Великой Отечественной войны, помогали семьям фронтовиков и инвалидов.

В послевоенные и начале 50-х годов детский туризм стал массовым. Многие учителя - бывшие фронтовики - организовывали походы по местам сражений, приобщали детей к славе и подвигу нашего народа. Именно в это время многие учителя стали использовать туризм как эффективное средство воспитания и обучения. В. А. Сухомлинский писал: «Настоящее моральное воспитание невозможно без эмоционального общения с природой».[6] Его многочисленные прогулки с детьми в лес, к реке, в поле носили познавательный характер, были уроками гуманизма. В конце 40-х начале 50-х годов входят в практику ежегодные слеты юных туристов городов, областей, а позже - Всероссийские и Всесоюзные.[7]

24 декабря 1958 года Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью». Были утверждены новые учебные планы, программы, в которых подчёркивалась особая роль краеведческого подхода к преподаванию школьных предметов значение экскурсий, наблюдений в природе.[8]

В середине 60-х годов берёт своё начало Всесоюзный поход «Дорогой славы отцов». Первый Всесоюзный слёт участников похода по местам революционной, трудовой и боевой славы состоялся 19 сентября 1965 года в крепости-герое Бресте. В походе приняли участие более трех миллионов человек. Во время походов сооружались памятники погибшим, приводились в порядок места захоронений, устанавливались имена тех, кто погребен в братских могилах. Было проведено 11 этапов похода. Всесоюзные слёты проводились в Москве, Ленинграде, Киеве, Ульяновске, Волгограде, Иванове, Минске, Ереване, 12-й (и последний) слет проходил уже под другим названием.[9]

В 70-е годы получила продолжение практика проведения Всесоюзных экспедиций пионеров и школьников. Была объявлена Всесоюзная экспедиция «Моя Родина - СССР».[10]

Экспедиция была посвящена 50-летию образования Советского Союза и 50-летию присвоения комсомолу и пионерии имени В.И. Ленина. Основной целью являлось воспитание учащихся на революционных, боевых и трудовых традициях советского народа, на примерах дружбы и братства народов нашей многонациональной страны. В школах в каждом классе предполагалось создать экспедиционный отряд. Как впоследствии показали отчеты с мест, такие отряды удалось создать более чем в 20% классов. Проводились слёты лучших экспедиционных отрядов, конференции, выставки краеведческих материалов, создавались музеи, велась шефская работа с ветеранами.

Для более активного участия туристско-экскурсионных организаций профсоюзов в проведении туристской экспедиции советской молодежи "Моя Родина - СССР" Президиум Центрального совета по туризму и экскурсиям постановил предложить республиканским, краевым и областным советам по туризму и экскурсиям: шире вовлекать трудящуюся и учащуюся молодежь в походы, путешествия и экскурсии по родному краю с посещением, всесторонним ознакомлением и глубоким изучением объектов Всесоюзной туристской экспедиции "Моя Родина - СССР", обратив при этом особое внимание на активное участие в экспедиции молодежи призывного и допризывного возраста; более эффективно использовать туристские маршруты экспедиции для сдачи нормативов на значки "Турист СССР" и Всесоюзного физкультурного комплекса "Готов к труду и обороне СССР"; с участием комиссий Федерации туризма разработать новые туристские маршруты по родному краю, походов выходного дня и многодневных путешествий с обязательным включением в них программы объектов экспедиции; определить перечень тем экскурсий, организуемых экскурсионными учреждениями для участников туристской экспедиции; включить в учебные планы и программы учебных семинаров и сборов по подготовке общественных туристских кадров всех категорий и звеньев разделы, связанные с организацией и проведением экспедиции; шире практиковать проведение вечеров и встреч участников экспедиции "Моя Родина - СССР" со знатными тружениками, передовиками и героями пятилеток, участниками Великой Отечественной войны, ветеранами туризма и экскурсионного дела; регулярно освещать в местной печати ход экспедиции, средствами радио и телевидения пропагандировать опыт работы лучших туристских клубов, советов по туризму и экскурсиям и клубов туристов предприятий, учреждений, учебных заведений.[11]

В тридцатых - начале пятидесятых годов создаются детские экскурсионно-туристские станции (ДЭТС), которые становятся

инструктивно-методическими и организационными центрами туристской, краеведческой и экскурсионной работы на местах. В их кружках получает широкое развитие исследовательский метод в туристско-краеведческой деятельности учащихся.

Анализируя работу кружков станций юных туристов и Домов пионеров С. Истомин писал: "Формы и метода поисково-исследовательской работы в школьном туризме настолько многогранны, что позволяют удовлетворить всевозрастающие интересы школьников".[12]

С целью развития молодёжного международного туризма в июне 1958 г. образовалось международное молодёжное бюро “Спутник”. Бюро занималось вопросами обмена молодёжными группами СССР с другими странами. Однако в период с 1960 по 1970 года в зарубежные поездки выезжали лишь 0,4% граждан СССР.

В 60-е годы XX века развитие туризма в этот период происходило в соответствии планами, выполнение которых было обязательно. Они разрабатывались на длительные сроки (5-10 лет) и утверждались высшими органами по туризму. Нормативные показатели планов, которые брались за основу при развитии туристской индустрии и обслуживания, подлежали жёсткому контролю.

Туризм использовался как средство воспитательного воздействия на молодое поколение. Так, в 1970-х годах проводились всесоюзные походы и экспедиции школьников и молодёжи. Цели таких массовых туристских предприятий состояли в воспитании патриотизма, экскурсионно-краеведческой работе, спортивной тренировке и закалке.

С этого времени начали внедряться новые формы отдыха: некоторые турбазы стали принимать родителей с детьми. Увеличился ассортимент туристских услуг в туристских хозяйствах.

В период 1980-1992 гг. постепенно росла материально-техническая база лечебно-оздоровительного туризма, появились новые гостиничные комплексы в крупных городах страны (“Измайлово” и “Салют” в Москве, “Турист” в Пскове, “Велинград” в Кисловодске и др.), получили распространение новые виды обслуживания – семейный отдых и курсовочное лечение. При курсовочном лечении отдыхающие проживали в квартирах и домах частного сектора, а курс лечения и оздоровления получали в санатории. Рекреационное обслуживание было хорошо развито на базе санаториев, а также домов отдыха.[13]

Основными чертами административно-нормативного периода являются: развитие туризма в условиях жёсткого нормирования и планирования; распространение новых форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное лечение); создание крупных и комфортабельных гостиничных комплексов; создание научной основы изучения туризма.

В 1986 году в Советском Союзе действует 17 конных маршрутов на Алтае, Южном Урале, Северном Кавказе, в Закавказье и других регионах. В ряде мест появились веломаршруты. К числу местных плановых маршрутов относились и транспортные путешествия: теплоходные, железнодорожные, авиационные.

Организовывались и морские экскурсии по Черному морю, по Японскому морю и Охотскому, по Белому, Баренцеву, Красным морям. Массовый характер в 80-е годы приобрели авиационные тур маршруты. Более 160 бюро пользовались услугами авиации, что позволило отдыхать ежегодно 2 млн. человек.

Для решения вопросов молодежного международного обмена в июне 1958 года было создано Бюро молодежного международного туризма "Спутник".[14]

Перестройка второй половины 80-х годов в конечном итоге привела к распаду СССР и развалу единой туристско-экскурсионной системы Советского Союза. Начался процесс создания независимых государств, а также национальных туристско-экскурсионных организаций.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 834
Бесплатно скачать Дипломная работа: Молодежный туризм