Дипломная работа: Нарушения в структуре речевого дефекта у детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба
1.3 Голосовые расстройства у детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба
Глава II. Экспериментальное исследование голосового расстройства у детей с врожденными расщелинами губы
2.1 Краткая характеристика детей экспериментальной группы
2.2 Содержание и структура исследования
2.3 Анализ и интерпретации результатов исследования
Глава III. Логопедическая работа по устранению нарушений произношения у детей с врожденными расщелинами губы и неба
3.1 Методика обучающего эксперимента
3.2 Анализ результатов экспериментального исследования
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Актуальность изучения темы «Голосовые расстройства у детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба» (ВРГН) мотивирована тем, что расщелины верхней губы и неба в структуре врожденных уродств по частоте занимают второе место и относятся к наиболее тяжелым порокам развития лица и челюстей, приводящим к значительным анатомическим и функциональным нарушениям. По данным ВОЗ частота рождения детей с ВРГН в мире составляет 0,6-1,6 случая на 1000 новорожденных [1]. Имеется тенденция к увеличению данного показателя, одной из причин которого является резкое ухудшение экологии. В результате этого появляется множество дополнительных эндогенных факторов, способствующих возникновению врождённых аномалий. Так, в США отмечено колебание частоты этого порока: от 0,78 в штате Нью-Йорк, до 1,82 на Гаваях, 0,94 в Алабаме и даже до 2,5 на 1000 новорождённых в Нью-Мехико [1].
Ежегодно в России появляется от 3,5 до 5 тысяч подобных детей [1], до 54% которых составляют пациенты с врождёнными односторонними сквозными расщелинами верхней губы и нёба [1].
Голос имеет важное значение в развитии ребенка, формировании его как личности, в общении со сверстниками и взрослыми. Нарушение функции голосообразования может влиять на развитие речи, нервно-психическое состояние, затруднять коммуникацию, так же стать причиной неполноценности голосового аппарата взрослого человека. Голос, являясь одним из компонентов речи, обеспечивает его слышимость, выразительность, эмоциональность, поэтому любые его нарушения в первую очередь влияют на процесс коммуникации, проявляются как в информативно-коммуникационных, так и в аффективно-коммуникативных способностях ребенка. В этой связи исследование голоса в норме и патологии является одной из актуальнейших задач логопедии. Восстановление речи у детей с врожденными расщелинами губы и неба является сложной задачей, поэтому логопедическая цель заключается в том, чтобы научить говорить ребенка так, чтобы его речь не отличалась от речи здоровых детей.
Данная проблема достаточно широко освещена в научной литературе. В своем исследовании мы опирались на работы следующих авторов: Л.С. Волковой [40], Т.В. Волосовец, В.Е. Агаевой [13;14;15], Г.И. Соломатиной [60;61;62], О.С. Орловой [48;49], Е.С. Алмазовой [1] и пр.
Объект исследования – голосовые расстройства у детей с расщелинами верхней губы и неба.
Предмет исследования – особенности голосового расстройства у детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба.
Цель исследования – выявление голосовых расстройств у детей с врожденными расщелинами неба и верхней губы и обоснование основных направлений логопедической работы.
Нами была выдвинута гипотеза: состояние голоса у детей с врожденными расщелинами неба и верхней губы имеет количественные и качественные особенности по сравнению с детьми в норме, но при условии комплексного коррекционного обучения можно повысить эффективность как голосовой, так и речевой коррекции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и лингвистическую литературу по проблеме исследования.
2. Показать нарушения в структуре речевого дефекта у детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба.
3. Наметить методику обследования голосовых расстройств у детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба.
4. Провести эксперимент обучения в условиях специального детского сада.
5. Определить методику восстановления речи у детей с врожденными расщелинами губы и неба
6. Провести качественный и количественный анализ результатов исследования.
Практическая и теоретическая значимостьнашего исследования заключаются в уточнении и углублении данных об особенности голосовых расстройств у детей с врожденными расщелинами губы и неба, которые впоследствии можно использовать для обоснования и определения содержания и приемов коррекционной работы.
В данной работе были применены следующие методы:
- изучение и анализ литературных источников;
- метод наблюдения;
- метод индивидуального лабораторного исследования;
- изучение медицинской и психической документации, беседы с детьми, их родителями.
Структура дипломного исследования: состоит из введения, 3-х глав (1 глава - теоретический анализ; 2 и 3 глава – экспериментальное обследование голосовых расстройств у детей с врожденными расщелинами губы и неба, особенности логопедической работы с такими детьми), заключения, библиографии и приложений.
Объем дипломного исследования составляет 62 страницы. Всего проанализировано 63 работы.
голосовой расщелина губа логопедическая
Глава I. Научно-теоретические основы голосовых расстройств у детей с врожденными расщелинами губы и неба
1.1 Характеристика голоса и развитие детского голоса в норме
Человеческий голос складывается из совокупности разнообразных по своим характеристикам звуков, образующихся при участии голосового аппарата. Источником голоса является гортань с колеблющимися голосовыми складками. Расстояние между голосовыми складками принято называть «голосовой щелью». При вдохе голосовая щель полностью раскрыта и приобретает форму треугольника с острым углом у щитовидного хряща. В фазе выдоха голосовые складки несколько сближаются, однако при этом не замыкают полностью просвет гортани.
В момент фонации, т. е. воспроизведения звука, голосовые складки начинают колебаться, пропуская порции воздуха из легких[12, C.44]. При обычном осмотре они кажутся сомкнутыми, так как глаз не улавливает скорости колебательных движений.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--