Дипломная работа: Научно-техническое творчество в системе технологической подготовки
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
"Бирская государственная социально-педагогическая академия"
ФАКУЛЬТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
КАФЕДРА ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
КОЛОТОВ В.В.
Студент 5 курса очного отделения
Выпускная квалификационная работа
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО В СИСТЕМЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
К защите допущен: Научный руководитель
Зав. кафедрой к. т. н., доцент __________/ /
___________/ / "____" _________200…г
"____" _________200…г
БИРСК 2008
Содержание
Введение. 3
Глава I. Теоретические основы научно-технического творчества в системе технологической подготовки. 9
1.1 Творчество как педагогическая проблема. 9
1.2 Система технологической подготовки. 18
1.3 Научно-техническое творчество в общеобразовательной школе. 24
Выводы по первой главе. 26
Глава II. Педагогические условия научно-технического творчества в системе технологической подготовки. 28
2.1 Содержание научно-технического творчества в общеобразовательной школе 28
2.2 Формы, методы и средства научно-технического творчества в системе технологической подготовки. 41
Заключение. 53
Литература. 55
Введение
Одним из профессиональных качеств учителя является его способность к педагогическому научно-техническому творчеству в системе технологической подготовки.
Содержание понятия "творческий компонент педагогической деятельности" включает сам процесс творчества - продукт творческой деятельности личности учителя, творческие способности. Отличительная черта научно-технического творчества - его продуктивный результат. Продуктом педагогической творческой деятельности является человек. Творческий потенциал предполагает не только определение его элементов, но и установление взаимосвязи между ними, выявление систематизирующего фактора.
В массовой практике повышения квалификации учителей эти связи реализуются недостаточно. Как правило, знания умения, навыки, полученные на курсах, слабо ориентируют учителей на творческий поиск. Вся методическая работа на курсах и в системе непрерывного образования не подводит учителя к необходимости творческой деятельности. Недостаточное осознание рядом учителей необходимости учиться творчеству вызывает противоречие между их запросами к повышению квалификации и объективными общественными потребностями. Не всегда обеспечивается положительная мотивация творческой деятельности. В управлении учебно-познавательной деятельностью учителей отсутствует дифференциация, учитывающая подготовленность их к соответствующей деятельности. Не учитываются ни возрастные особенности, ни практический опыт, ни направленность на проблему.
Актуальность исследования определяется противоречием между сложившейся или традиционной научно-технической практикой в общеобразовательной школе и требованиями личностно-ориентированного образования, которые принципиально изменили задачи изучения иностранных языков не только в общеобразовательных учреждениях повышенного уровня, но и в массовой школе.
Сложившаяся ситуация заставила более глубоко и полно использовать дидактические, воспитательные и развивающие возможности учебного предмета, что продиктовано возможностью выхода выпускников в мировое образовательное пространство.
Эти требования относятся как к изменениям содержания предмета, так и к организации содеятельности субъектов образовательного процесса: решению задач актуализации его изучения в общекультурном и коммуникативном, активизации деятельности учащихся и учителей, использованию индивидуальных педагогических технологий, разнообразных систем оценки качества технологической подготовки.
Очевидно, что перечисленные изменения, происходящие в школе, не могли не захватить систему повышения квалификации, так как многие учителя получили высшее педагогическое образование в те годы, когда стандартом и учебными планами (и соответственно программами) не был предусмотрен такой подход.
Изменение системы повышения квалификации в целом выдвинуло проблему совершенствования базового образования педагога, направленного, с одной стороны, на более глубокое использование функций учебного предмета и образовательной области, интеграции предметов разных областей.
Проведенные исследования и накопленный опыт ведут к совершенствованию лишь отдельных направлений и компонентов повышения квалификации, в то время как развитие творчества требует целостного подхода к рассмотрению всей педагогической системы.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--