Дипломная работа: О государственной защите прав потребителей на территории муниципального образования города Лангепас
Актуальность. Создание в России действенной системы защиты прав потребителей является одной из основных задач государственной потребительской политики. Позитивные тенденции в экономике способствуют формированию качественной номенклатуры потребительского рынка, существенно влияют на расширение потребительского спроса населения и выдвигают новые задачи перед системой государственной и общественной защиты прав потребителей.
В 2005 году органами по защите прав потребителей на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры рассмотрено 14 тысяч обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей, что выше уровня 2004 года на 25 %. Увеличение количества обращений по вопросам защиты прав потребителей связано как с положительным факторами (насыщенностью потребительского рынка товарами и услугами, повышением платежеспособности населения), так и отрицательными (продажа некачественных товаров, ненадлежащее и несвоевременное оказание услуг, правовая неграмотность продавцов, исполнителей). Рост обращений свидетельствует также о повышении активности граждан в отстаивании своих прав, востребованности у населения органов по защите прав потребителей, предоставляющих им бесплатно правовую помощь, что особенно важно для малообеспеченных слоев населения с низким уровнем дохода (пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, студентов).
Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314[1] была образована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которой были переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Российской Федерации, в сфере надзора на потребительском рынке - Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, в сфере защиты прав потребителей – Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 322[2] было утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Согласно ст. 4 настоящего положения Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Но, несмотря на то, что были разработаны и приняты правовые акты, регулирующие деятельность территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в их деятельности существует ряд проблем. Например, в отделе территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу в г. Лангепас имеют место следующие проблемы:
1. Кадровые – недостаточно специалистов имеющих высшее юридическое образование, в штате имеется только один консультант (государственный гражданский служащий) занимающий старшую должность, с высшим юридическим образованием;
2. Недостаточные полномочия для эффективного решения некоторых вопросов (например, органы Федеральной службы неправомочны приостанавливать деятельность организаций, нарушающих законодательство);
3. Слабая организация взаимодействия с другими подразделениями филиала ФСУ;
4. Отсутствие методики проведения мероприятий по выявлению нарушений в области интеллектуальной собственности и авторских прав;
5. Сложности определения отделом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека субъектов, нарушающих права потребителей.
Объектом настоящей дипломной работы является деятельность Территориального органа по защите прав потребителей в г. Лангепас, предметом исследования выступает эффективность защиты прав потребителя на федеральном уровне.
Цель данной дипломной работы – изучить опыт защиты прав потребителей в г. Лангепас, сформулировать предложения по повышению эффективности деятельности федеральных органов в области контроля соблюдения законодательства о защите прав потребителей.
В соответствии с целью, выдвигаются следующие задачи:
- раскрыть понятие «защита прав потребителей» и определить ее основные черты;
- определить роль федеральных и муниципальных органов государственного управления в сфере защиты прав потребителей;
- проанализировать работу отдела территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в г.Лангепас;
- выявить основные проблемы, с которыми сталкивается отдел территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в процессе своей деятельности;
- разработать приоритетные направления совершенствования деятельности отдела территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в г.Лангепас.
Теоретической и методологической основой написания данной работы являются научные труды отечественных и зарубежных авторов: О.М.Рой, А.В.Алексеева, И.Бабичева и др., раскрывающие тему исследуемой работы.
Нормативную базу дипломного проекта составили федеральные законы РФ: Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ от 6 августа 2003 г. № 131-ФЗ[3] , О качестве и безопасности пищевых продуктов от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ[4] , О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 30 марта 1999 г. (в ред. от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ)[5] ; Закон РФ О защите прав потребителей от 7 февраля 1992 г № 2300-1 (с изм. от 21 декабря 2004 г.)[6] и др. законодательные акты.
А также в написании данной работы использовались статьи периодической печати.
Эмпирической основой работы послужили следующие материалы: Положение о Территориальном управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу;[7] Положение о Территориальном управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО-ЮГРЕ в г. Лангепас и Покачи;[8] Меры административного принуждения за нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в деятельности территориального органа Роспотребнадзора по ХМАО-ЮГРЕ в г. Лангепас и г. Покачи: отчет территориального органа Роспотребнадзора по ХМАО-ЮГРЕ в г. Лангепас и г. Покачи.[9]
Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассмотрены теоретико-правовые основы государственного управления в сфере защиты прав потребителей, проанализировано понятие «социальная защита» и ее основные направления, специфика системы органов управления социальной защиты населения (на примере федерального и местного уровня), а также современные требования к правовым основам защиты прав потребителей.Во второй главе проанализирована реализация принципа защиты прав потребителей на территории муниципального образования г. Лангепас, выявлены проблемы в работе отдела территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО г.Лангепас и сформулированы предложения по совершенствованию защиты прав потребителей в г.Лангепас.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
1.1. Понятие «социальная защита» и ее основные направления
Социальная политика государства может быть представлена как форма сознательного воздействия на социальную сферу жизнедеятельности людей с целью ее изменения. Это наиболее обобщенное представление о социальной политике государства позволяет рассмотреть ее как часть государственного управления, объектом которого является социальная сфера жизни людей. В силу специфики социальной сферы как объекта управления, социальная политика также является специфическим воздействием.
Для того чтобы государство было в состоянии управлять социальной сферой в рамках своей социально-политической деятельности, оно вводит социальную сферу в предмет политики. Это означает, что государство выделяет из всей совокупности отношений социальной сферы жизни общества такие отношения, которые начинают носить всеобщий характер и тем самым должны защищаться политически. Обязанность защиты со стороны государства своих граждан вытекает из социальной сути самого государства, которая заключается в установлении политически детерминированной социальной связи между людьми. То есть социальная защита есть особая политическая форма включения индивидов в социальную жизнь с целью снятия экономических препятствий. Этим актом государство определяет «социальную зону» своего политического влияния, своей защиты данной социальной зоны всеми средствами и способами, находящимися в его распоряжении. Социальная сфера при этом предстает перед нами как конституируемые социальные права и обеспеченные экономическими возможностями социальные гарантии.
Социальные права граждан — это та область социальной сферы жизни людей, которая недоступна никаким силам общества, кроме государства, это тот объект деятельности государства, где его полномочия абсолютны. Социальные права — это реализуемые отношения под эгидой государства, это отношения, в которые вступает индивид свободно, по праву, без каких-либо ограничений и предварительных условий со стороны кого бы то ни было. Социальные права — это особая форма регулирования отношений в обществе со стороны государства и особая институциональная форма разрешения социального конфликта. Социальные гарантии — это обязательные для государства социальные права, т.е. такие отношения, которые не могут не состояться. Социальные гарантии — это обеспеченные существующими государственными ресурсами декларированные социальные права. Социальные гарантии — это социальные права в действии, реализованные социальные права. Потому социальные гарантии и права, например, Х. Ламперт включает в понятие собственности, которой как бы изначально наделяются представители наемного труда.[10] Социальные гарантии в связи с этим можно рассматривать также, как возможные права граждан распоряжаться теми ресурсами, которые находятся в распоряжении государства. Поэтому для государства в его социально-политической деятельности важной проблемой является определение круга лиц, которые имеют право на часть дохода государства, а тем самым на некоторые льготы.
Социальная льгота — это такое отношение в обществе, при котором индивид или группа индивидов наделяется продуктом из общественных фондов в силу его или их нуждаемости (см., например, таблицу 1). В основании получения гражданами социальных льгот лежит принцип нуждаемости. Нуждаемость — это временное или постоянное недопотребление человеком продовольствия, предметов длительного пользования и услуг, имеющих в обществе распространенный характер. Однако недопотребление не станет нуждаемостью до тех пор, пока недопотребление не приобретет для государства значимый характер. Значимое для государства недопотребление и называется нуждаемостью. С этого момента недопотребление индивида как его ограниченная связь с обществом становится политической категорией и полностью определяется государством, а ее установление зависит от определения верхнего и нижнего пределов нуждаемости.
Таблица 1
Распространенность различных видов льгот
Доля д/х , в которых есть получатели льгот, пособий и социальных услуг | ||||
всего | по типам поселения | |||
мегаполисы | крупные города | сельская местность | ||
Льготы на ЖКУ | 41,4 | 45,7 | 42,1 | 38,8 |
Льготы на медицинские услуги и лекарства | 19,8 | 22,2 | 18,4 | 17,9 |
Льготы на транспорт | 38,7 | 52,8 | 44,1 | 27,4 |
Льготы на путевки | 2,6 | 4,9 | 2,7 | 1,5 |
Льготы на обеспечение недвижимым имуществом | 4,0 | 1,7 | 4,1 | 4,7 |
Единовременное денежное пособие | 1,6 | 1,6 | 1,3 | 1,8 |
Другие виды социальной помощи (бесплатная еда, бесплатные услуги д/х, физкультурно-озд. услуги, культурно-массовые мероприятия, образовательные услуги) | 4,1 | 4,3 | 3,1 | 4,6 |
Основанием нуждаемости являются необходимые потребности индивида, удовлетворение которых невозможно без помощи другого лица или государства. Одна из причин, которая оказывает влияние на пределы нуждаемости, — социальная. Она складывается из существующей системы социальной защиты, а также из социальной силы (социальная сила — это обусловленная разделением труда объединительная способность индивидов) наемного труда, являющейся наиболее весомой.
Социальная защита — это такие отношения, которые позволяют индивидам, находящимся под их покровительством, сохранять свои позиции в обществе. Социальная защита — это охранительная функция либо политического, либо социального союза. Поэтому социальная защита есть свойство любого объединения людей. Наиболее значительными объединениями в данном случае являются государство и профессиональные союзы. Социальная защита со стороны государства пользуется преимуществом только в том моменте, что социальная защита, находящаяся в руках государства, обладает всеобщим характером. В силу того, что социальную защиту могут осуществлять и другие объединения людей кроме государства, социальная политика может быть реализованной либо через государственную, либо через негосударственную систему социальной защиты. Во втором случае обычно эта функция находится в руках профессиональных союзов.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--