Дипломная работа: Образование в Башкирии

Актуальность. Стремительно меняющиеся социально-экономические явления, которые происходят на сегодняшние дни и во всём мире, и проблемы, которых необходимо будет решать человеку в новом XXI веке, предполагают поиск нетрадиционных способов совершенствования основополагающих факторов, оказывающих особое влияние на становление каждой отдельной личности. К таковым факторам относится система образования в целом и в частности профессионального образования. [1]

Профессиональное образование является одним из фундаментальных прав личности, закрепленных «Всеобщей декларацией прав человека». Отечественная система профессионального образования переживает сегодня серьезные перемены. Они обусловлены меняющейся социокультурной ситуацией, ориентацией на общечеловеческие идеалы, реформированием всей системы образования, которую характеризует смена парадигм и образовательных технологий. Закономерно вытекающим из этого является пересмотр места и роли профессионального образования в образовательной системе страны, идеи оптимизации его структуры и управления, формирования личностно ориентированного педагогического процесса, его содержания, форм, методов и технологий.

В связи с этим особое значение приобретают изучение и переосмысление исторического опыта, поскольку накопленные положительные идеи прогрессивных педагогов прошлого, опыт деятельности профессиональных учебных заведений и органов их управления позволит критически осмыслить и заимствовать все наиболее передовое для дальнейшего совершенствования системы профессионального образования. Концептуально-целостное обобщение и систематизация, выявление ведущих тенденций развития системы профессионального образования должны послужить научной основой для объективной оценки её современного состояния и определения перспектив.

Целью нашего исследования является раскрытие историко-педагогического развития высшего педагогического образования в Башкирии.

Объектом нашего исследования включает высшее педагогическое образование.

Предметом нашего исследования становится процесс становления и развития высшего педагогического образования.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования выделяются следующие задачи:

1) раскрыть и охарактеризовать особенности становления первого высшего педагогического образования в Башкирии;

2) использовать историографические и архивно-библиографические методы;

3) обобщить изученную литературу.

В исследовании были использованы следующие методы: теоретические (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, систематизация); архивно-библиографические (библиографирование).

Теоретическая значимость нашей курсовой работы заключается в обобщении, осмыслении и оценке прошлого опыта, раскрывая специфику развития высшего педагогического образования на основе историко-педагогических аспектов и различных методов исследования.


Глава. История и развитие образования в Башкирии.

1.1. Понятие об образовании.

Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями. Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальные функции. Некоторые ученые понимают социализацию как пожизненный процесс, связывая ее и с переменой места жительства и коллектива, и семейным положением, и с приходом старости. Такая социализация есть не что иное, как социальная адаптация. Однако социализация этим не исчерпывается. Она предполагает и развитие, и самоопределение, и самореализацию личности. Причем такие задачи решаются как стихийно, так и целенаправленно, всем обществом, специально созданными для этого институтами и самим человеком. Этот целенаправленно организованный процесс управления социализацией и называется образованием, которое представляет собой сложнейший социально-исторический феномен со множеством сторон и аспектов, исследованием которых, как уже отмечалось, занимается ряд наук.

Понятие "образование" (аналогично немецкому "bildung") происходит от слова "образ". Под образованием понимается единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность). В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Поэтому оно есть прежде всего социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием. Однако образование как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности возникает вместе с появлением общества и развивается вместе с развитием трудовой деятельности, мышления, языка.

Ученые, занимающиеся изучением социализации детей на этапе первобытного общества, считают, что образование в ту эпоху было вплетено в систему общественно-производственной деятельности. Функции обучения и воспитания, передачи культуры от поколения к поколению осуществлялись всеми взрослыми непосредственно в ходе приобщения детей к выполнению трудовых и социальных обязанностей.

Образование как социальное явление — это прежде всего объективная общественная ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Однако образование, имея общественную природу и исторический характер, в свою очередь, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так как и педагоги, и воспитанники являются субъектами общественных отношений. Образование как социальное явление — это относительно самостоятельная система, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированная на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.

Образование как социальное явление — это и система, для которой характерно наличие инвариантных качеств, присущих как ей в целом, так и каждому компоненту. К числу таких качеств относятся: гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, целостность (Б. Г. Гершунский).

1.2. Характеристика историографии профессионального образования в Башкирии.

К первым исследователям советского периода, освещающим вопросы истории образования в Башкирии, относятся Ш.К.Абзанов, Г.Газизов, Г.Ибрагимов, А.Салазкин и др. Их работы отличались прямолинейностью и категоричностью оценок, затрагивали отдельные проблемы начальной русскоязычной и мусульманской школы. Специальные исследования, раскрывающие вопросы профессионального образования, отсутствуют.

С середины 30-х годов появляются диссертации и монографии историко-педагогического характера, которые анализируют вопросы становления и развития начальной школы края. Одной из первых в этом ряду была диссертация К.Идельгужина «К вопросу истории башкирской школы», написанная в 1935 году. В 40-е годы вышли в свет работа А.К.Рашитова «Начальная школа Башкирии за XX лет». Диссертации А.А.Еникеева «Русско-башкирская начальная школа в дореволюционной Башкирии». Н.А.Селезнева «Нерусские школы в Башкирии второй половины XIX века и начала XX века». Монография А.Ф.Эфирова «Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири». В исследованиях 30-40-х годов заметно повышение научного уровня, в них широко использованы печатные и архивные материалы.

С середины 50-х годов заметным стало стремление к системному изучению истории народного образования, расширению тематики и источниковой базы исследований. К работам этого периода относятся публикации С.Р. Алибаева, А.Х. Вильданова, Т.М. Мамлеевой, А.Х. Махмутовой, С.М. Михайловой, Ф.Х. Мустафиной, Г.С. Кунафина, Г.Н. Фатихова, А.И. Харисова, Б.Х. Юлдашбаева. Их работы посвящены, прежде всего, государственным общеобразовательным, отдельным религиозным учебным заведениям, а также педагогическим взглядам конкретных просветителей. Авторы используют богатый статистический и аналитический материал, но у них также отсутствуют обобщающие исследования по истории профессионального образования в крае. [2]

Идеологические установки и методологические подходы советского периода не позволили исследователям в полной мере осветить позитивный вклад, накопленный профессиональным образованием и внесенный им в дело развития всего образования дореволюционного периода. Это стало препятствием для более полного и эффективного использования положительного опыта в советской системе образования.

Достаточно продуктивным в формировании научного знания об истории образования дореволюционной Башкирии является современный период. К исследованиям этой группы относятся работы: Г.Б. Азаматовой, Р.З. Алмаева, Л.Я. Аминовой, З.Ю. Ахмадеевой, Р.С. Аюпова, И.Н. Баишева, М.М. Бикбаева, М.Г. Валеевой, Ю.В. Ергина, Г.Д. Иргалина, Ф.С. Исхаковой, И.П. Малютина, С.Г. Мирсаитовой, Л.Ш. Сулеймановой, Р.А. Утябай-Карими, М.Н. Фархшатова, Г.Х. Хайруллиной и др. Позитивную роль в осмыслении истории образования вносит публикация республиканской энциклопедии, в которой нашли отражение отдельные сведения о профессиональном секторе системы образования.

Историографический обзор свидетельствует о том, что история образования в Башкирии не обделена вниманием со стороны исследователей, представляющих весьма широкий спектр гуманитарного знания. Но, несмотря на это, историография не дает исчерпывающего ответа на многие вопросы теоретического и конкретно-исторического характера. В исследованиях нет ни одной обобщающей работы, в которой бы специально и системно рассматривалась история профессионального образования означенного периода.

1.3. История и динамика развития высшего педагогического образования в Башкирии.

7 марта 1906 года Городская дума заслушала доклад Уфим­ской городской управы о возбуждении ходатайства о переводе в Уфу Управления Оренбургским учебным округом и об открытии в городе учительского института.

Оба мероприятия, безусловно, были выгодны с точки зрения лучшей постановки и развития дела народного образования в Уфимской губернии. При их обсуждении вопрос о размещении канцелярии округа решился вообще сравнительно просто: Уфимское реальное училище без каких-либо практических неудобств могло на первое время выделить необходимые для этого помещения.

Сложнее, оказалось, решить вопрос о постройке здания для учительского института, поскольку городская казна фактически была пуста. Свой вклад в открытие в Уфе института управа видела только в реальной возможности безвозмездного отвода под строительство здания необходимой городской территории. Разделяя заключение управы, и утверждая представленный ею доклад, городская дума определила «поручить Управе возбудить уста­новленным порядком ходатайство о переводе в Уфу Управления Оренбургским округом и об открытии в городе учительского институте» . [5]

Значительно дальше при рассмотрении инициативы попечителя округа пошло Уфимское губернское земское собрание дворян и заседателей, рассмотревшее 23 марта 1906 года вопрос об открытие в Уфе «учебного заведения высшего типа, которое могло бы готовить учителей для средних учебных заведений и было приравнено к университетам». [14] Поскольку для открытия в Уфе университета в то время, конечно, никак роде высшего учебного заведения типа педагогического института. Именно для создания такого вуза уфимское дворянство согласилось «уступить» Министерству народного просвещения только что построенное для пансионата-приюта дворянских детей 3-этажное каменное здание, расположенное по улице Телеграфной, дом 9 (ныне в этом здании по ул. Цурюпы, 9 после его реконструкции расположился театрально-художественный факультет Уфимского института искусств).

Документы, хранящиеся в ЦГИА РБ, позволяют буквально по дням проследить за дальнейшим сравнительным развитием событий. 3 мая 1906 года свое ходатайство от 7 марта Управа представила уфимскому губернатору А.С. Ключараеву. Который уже 16 июня того же года уведомил ее о том, что еще 12 мая попечитель Оренбургского учебного округа сообщил ему о возбуждении пе­ред Министерством народного просвещения ходатайства о переводе в Уфу Управления Оренбургским учебным округом и об открытие в Уфе педагогического института. В конце мая 1906 года министр выразил согласие на принятие в ведение министерства дома, принадлежащего уфимскому дворянству, для устройства в нем «учебного заведения, гимназий и прогимназий, низших классов мужских гимназий, а также городских училищ». [6]

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 230
Бесплатно скачать Дипломная работа: Образование в Башкирии