Дипломная работа: Организация работы с историческими источниками на уроках истории
Содержание
Введение
1. Общая характеристика организации работы с источниками на уроках истории
1.1 Исторические источники, их типология и видовая классификация
1.2 Соотношение личностно-деятельностного подхода и технологичности в работе и источниками
2. Основные образовательные технологии воспроизводящего уровня
2.1 Технология объяснительно-иллюстративного обучения
2.2 Технология уровневого обучения
3. Работа с историческими источниками на творческо-поисковом уровне
3.1 Проблемное обучение
3.2 Технология Троицкого
3.3 Проектное обучение
Заключение
Список используемых источников и литературы
Приложения
Введение
Исторический источник является основным средством в процессе обучения истории в школе. Однако его значение в методической науке и практике до сих пор не определено однозначно. Актуальность исследуемой темы подчеркивается тем, что сегодняшние ученики - завтра активные участники общественной жизни. В силу этого важно насколько учителю истории удастся использовать воспитательный потенциал исторического источника для сформирования мировоззрения своих учеников.
Правильно организованная работа с источниками также позволяет педагогу рационально использовать время, отведенное для изучения определенной темы, так как является одним из продуктивных способов обучения.
Анализ современного школьного опыта показывает отсутствие интереса у учащихся к историческим источникам. Это положение существует, потому что работа с ними чаще всего сводится к заданиям на определение автора документа, выделение из текста главного, прочтению дополнительной литературы и конспектированию объемного текста. Таким образом, источник для школьников становится неважным и ненужным, а главная часть работы ориентирована на литературу, являющуюся уже готовой историографической интепретацией документов. Результат такой работы с источниками зачастую оказывается противоположным поставленным целям: ребята не понимают, зачем вообще нужно читать источники, какое отношение они имеют к изучению истории. Положение усложняется и представляет серьезную проблему в рамках изучения истории по второму концентру, так как произошло разделение предпрофильной и профильной подготовки. Программа работы в старших классах подразумевает уже профильную подготовку ученика для поступления в ВУЗ и, следовательно, в ее рамках большее внимание должно быть уделено работе с источниками. Поэтому вопрос о том, как заинтересовать ученика, как показать, что источник может быть весьма важным в процессе познания прошлого является весьма актуальным.
Место и роль источника в школьном историческом образовании должны измениться. Для этого необязательно кардинально менять содержание программ и принципиальные подходы к обучению. Нам представляется, что у каждого учителя должна остаться определенная свобода в выборе средств обучения, форм и технологий работы с ними. На современном этапе развития школьного образования методика в состоянии предложить традиционные и новые технологии работы с историческими источниками в связи с изменением целей, содержания образования, которые направлены на личностно-ориентированный подход в обучении.
Объектом изучения в дипломной работе является методика работы с историческими источниками на уроках истории.
Предметом стали конкретные технологические модели обучения, построенные на использовании исторического источника в учебном процессе.
Цель дипломного сочинения состоит в том, чтобы на основе сопоставительного анализа различных технологических моделей обучения, построенных на использовании исторических источников, выработать наиболее оптимальный вариант, рассчитанный на практическое применение в учебном процессе.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) проанализировать теоретические основы организации работы с источниками на уроках истории;
2) рассмотреть сущность конкретных образовательных технологий в работе с источниками;
3) сравнить различные образовательные технологии;
4) выбрать оптимальный вариант методического решения проблемы применения источников и обучения истории и конкретизировать его в практическом применении.
В работе использованы следующие методы исследования: теоретические, к которым относятся анализ литературы и результатов исследования, описание, сравнение. Кроме этого, в работе были использованы методы педагогического наблюдения за деятельностью учителя и ученика в процессе прохождения педагогической практики, разработка уроков, использующие современные образовательные технологии; изучение методических рекомендаций.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--