Дипломная работа: Основы педагогического сопровождения опекунских семей
Содержание
педагогический сопровождение сектантский опекунский
Введение
1. Теоретические основы педагогического сопровождения опекунских семей
1.1 Сущность социально-педагогического сопровождения
1.2 Особенности педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2. Особенности социально-педагогической работы с семьями, имеющими религиозно-сектантскую направленность
3. Опыт социально-педагогического сопровождения семей с религиозно-сектантскими установками
3.1 Описание выборки и методик обследования
3.2 Диагностика воспитания детей в опекунских семьях с религиозно-сектантскими установками
3.3 Анализ опыта педагогического сопровождения детей из опекунских семей с религиозно-сектантскими установками
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем фактом, что проблема сиротства и, прежде всего, сиротства социального, за последние 15 лет приобрела в России масштабы национальной катастрофы, выражающейся не только в беспрецедентном росте количества детей, лишившихся родительской опеки, но и в явном недостатке эффективных способов противодействия этому процессу или хотя бы смягчения его негативных последствий. Социальное сиротство — один из симптомов социального неблагополучия современной России.
Сегодня социальное сиротство обусловлено комплексным воздействием различных негативных факторов, включая экономический (низкий уровень жизни), медицинский (инвалидность, заболевания), социальный (военные конфликты, миграция, социально-экономическая нестабильность), экологический (неблагоприятная, а иногда и опасная для жизни среда обитания), семейный (педагогическая и социальная несостоятельность родителей) и, наконец, личностный (отклонения в личностном и социальном развитии, патологические черты личности т.д.).
Существующая на протяжении многих десятилетий и до настоящего времени система попечения детей-сирот в России представляет собой систему государственного содержания сирот. Проведенные психолого-педагогические исследования, а также опыт воспитания детей в учреждениях закрытого типа показывает, что данная система объективно приводит к поддержанию сиротства как явления, а не к его предупреждению и ликвидации. Государством в последние годы выделяются немалые средства для формирования новых структур и новых служб профилактической и социально-реабилитационной помощи детям-сиротам.
Исторический и зарубежный опыт профилактики социального сиротства убедительно доказывает необходимость избегания институционализации детей, оставшихся без попечения родителей, путем нахождения альтернативного решения их жизнеустройства на уровне общины и проведения превентивной социальной политики в сфере семьи и детства. За рубежом накоплен определенный положительный опыт жизнеустройства осиротевших детей или детей, оставшихся без родительского попечительства, в семью — это система Г. Гмайнера SOS Киндердорф (Австрия), Фостеровская семья (США), Концепция приемной семьи (Швейцария) и др.
В России альтернативным государственным учреждением модели жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей по-прежнему остается опекунство, приемные семьи, семейные воспитательные группы, патронатное воспитание. Развиваются они крайне медленно и не всегда соответствуют существующему на них социальному запросу. Во многом это обусловлено пассивным отношением граждан к проблеме социального сиротства, их уверенностью в том, что это проблема государства, а не общества.
Профессиональная замещающая семья в России имеет почти трехсотлетнюю историю. Однако серьёзный исследовательский интерес к этой проблеме появился на рубеже ХХ—ХХI вв. Результаты педагогических и психологических исследований показали, что в условиях замещающей семьи у детей происходит компенсация депревационньих нарушений в развитии. Но многие процессы, происходящие в замещающей семье остаются не достаточно изученными и требуют дальнейшего исследования.
Особенности адаптации ребенка в условиях замещающей семьи изучали И. А. Бобылева, О.В. Заводилкина, Н.П. Иванова, В.Н. Ослон и другие. Исследователи отмечают, что интеграция ребенка сироты в замещающую семью независимо от формы семейного устройства (опека, попечительство, приемная семья, патронатная семья), порождает множество проблем.
Необходимым условием успешной адаптации ребенка-сироты к новой семье является взаимное соответствие ожиданий ребенка и приемных родителей, а также всех членов приемной семьи между собой. Большую помощь в успешной адаптации детей-сирот способен оказать высоко квалифицировнный педагог, обладающий не только профессиональными качествами, но и высокими моральными установками, выдержкой, терпением, т.е. способный осуществлять педагогическое сопровождение замещающих семей.
В современной психологической службе разработка проблемы педагогического сопровождения опекунских семей занимает ведущее место. Вопросы сопровождения рассматривались в работах И.В. Дубровиной, М.Р. Битяновой, Е.И. Казаковой и др. Вопросы педагогического сопровождения опекунских семей, имеющих религиозно-сектантскую направленность остаются малоизученными.
Цель исследования - изучить особенности педагогического сопровождения опекунских семей с религиозными установками.
Объект исследования – педагогическое сопровождение опекунских семей.
Предмет исследования – особенности и специфика сопровождения семей с религиозно-сектантскими убеждениями.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что педагогическое сопровождение опекунских семей с религиозно-сектантской направленностью будет успешным, если:
1. социальный педагог обладает профессиональными знаниями и имеет высокий уровень толерантности;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--