Дипломная работа: Особенности этнокультурного развития дошкольников средствами дидактической игры
Введение
Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должны найти большее отражение в содержании образования и воспитании подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.
Актуальность работы заключается в том, что дидактическая игра в дошкольном возрасте является одним из основных средств развития ребенка. И именно средствами дидактической игры можно привить ребенку этнокультурные ценности.
Дидактическая игра как социокультурный феномен имеет свою историю и передается из поколения в поколение. Дидактические игры создавались и создаются взрослыми для развития детей с учетом их потребностей, интересов и возможностей. Дети получают содержание игры в готовом виде и овладевают им как элементом культуры.
Ключевым моментом оценки успешности развития дошкольника становится понятие сохранения идеалов национальной культуры и языка, что является базисом этнической психологии и этнической педагогики, ее структурной составляющей, гуманистической направленностью через традиции воспитания современного поколения.
В процессе изучения проблемы интеллектуального развития младших школьников и его диагностики логично отметить, что поведение и мотивация деятельности обследуемых детей имеет свою специфику, обусловленную этнокультурными особенностями.
Проблемы интеллектуального развития личности дошкольника в психологии и педагогике изучаются как основные модели интеллекта личности: модели Ч. Спирмена, Л. Терстоуна, Дж. Гилфорда, Р. Кэттелла; иерархические (С.Барт, Д. Векслер, Ф. Верном, Л. Хамфрейс); монометрические (Г.Ю. Айзенк, Л.Т. Ямпольский и др.), когнитивные (Р. Стернберг, X. Гарднер, А. Деметриу, А. Эфклидис, М. Плачидов и др.), концепция ментального опыта М.А. Холодной и др.
Цель исследования: определить особенности этнокультурного развития дошкольников средствами дидактической игры.
Объектом исследования является процесс этнокультурного развития ребенка в ДОУ.
Предмет исследования – дидактическая игра как средство этнокультурного развития дошкольников.
Гипотеза работы: Дидактическая игра является эффективным средством этнокультурного развития дошкольников.
Задачи работы:
1. Дать анализ приоритетных подходов к этнокультуре как психолого-педагогическому феномену;
2. Выявить специфику форм этнокультуры дошкольников;
3. Изучить воспитательные и развивающие функции дидактической игры;
4. Провести опытно-экспериментальное исследование по формированию этнокультуры дошкольников средствами дидактической игры;
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической, и другой научной литературы, наблюдение продуктивности детской деятельности, анкетирование.
Экспериментальная база: МДОУ № 6 «Аленький цветочек» г. Йошкар-Олы, 40 дошкольников 5-6 лет.
1. Развитие этнокультуры дошкольника как психолого-педагогическая проблема
1.1 Анализ теоретических подходов к этнокультуре в развитии дошкольника
Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.
Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека (а народное искусство является его неотъемлемой частью), известный психолог Б.М. Теплов писал: Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности [8, с.7]. «Общечеловеческой культуры, одинаковой для всех, не бывает. Поскольку все этносы имеют разный ландшафт и различное прошлое, у каждого — свое особое видение мира. Это влечет за собой особенности в обучении и воспитании, а значит требует создания своей национальной философии образования» [1,15]
Все высшие духовные потребности человека — в познании, самоутверждении, самовыражении, безопасности, самоопределении, самоактуализации — это стремления к развитию, самоусовершенствованию Чтобы человек мог удовлетворить свои потребности, необходимо создать ему соответствующие условия: свободу волепроявления, пространство творческой деятельности, социальный комфорт.
Социальный комфорт в обществе будет в случае, если будет удовлетворяться потребность в своем родном языке и культуре. Этнокультура — от слов «этнос», что значит «народ», и культура (лат.) совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества, различают материальную и духовную культуру: в более узком смысле термин «культура» относят к сфере духовной жизни людей.
В настоящее время большое внимание стало уделяться воспитанию на народных традициях, распространению идей этнопедагогики, приобщению детей к сокровищам народных культур с целью возрождения, сохранения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей и юношества — достойных представителей своего этноса, носителей своей национальной культуры [2,24)].
В наше сегодняшнее время нельзя не забывать о народности и национальном характере образования, который является одним из главных принципов его развития. К. Ушинский писал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным…», он высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом, основанное на народных началах, — писал он, — имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…» [4,161].
«Народное воспитание — это общественное воспитание. На протяжении всей истории человек был и остается объектом и субъектом воспитания. Накопленный веками опыт воспитания в сочетании с эмпирическими знаниями, проверенными на практике, составляет ядро народной педагогики. Следует, однако, принять во внимание, что педагогическое воззрение народа, сложившееся без профессиональной педагогической подготовки, на основе лишь эмпирических знаний, носило в известной мере стихийный характер.
Сам процесс воспитания, повседневный педагогический контакт с детьми не всегда был осознанным. В этих условиях поражает умение народа по крупицам отобрать все лучшее, разумное, отвечающее народному идеалу в воспитании настоящего человека.
С этих позиций народную педагогику можно рассматривать как синтез всенародного педагогического творчества, как итог своеобразного исторического народного педагогического эксперимента. До сих пор являются поучительным, вдохновляющим примером выработанные народными воспитателям и приемы и методы трудового, нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--