Дипломная работа: Особенности интеллектуального развития старшего дошкольника с речевыми нарушениями
Введение. 2
Глава 1. Проблема интеллектуального и речевого развития в психологии 4
1.1 Основные подходы к изучению интеллекта в зарубежной психологии 4
1.2 Изучение мышления в отечественной психологии. 8
1.3 Развитие мышления в дошкольном возрасте. 11
1.4 Речевое развитие дошкольников. 21
1.5 Взаимосвязь интеллектуального и речевого развития ребёнка. 29
1.6 Речевые нарушения у детей. 30
Глава 2. Исследование особенностей интеллектуального развития старших дошкольников с речевыми нарушениями. 41
2.1 Организация и методы исследования. 41
2.2 Результаты исследования интеллектуального развития старших дошкольников с нормальным речевым развитием и с речевыми нарушениями 47
2.3 Анализ полученных результатов. 49
Заключение. 55
Библиография. 57
Приложение. 60
Введение
В соответствии с тенденциями общественного развития, обусловившими возникновение современной образовательной ситуации, когда в массовую школу приходит всё больше детей с проблемами развития, в том числе, с речевыми нарушениями, успешная деятельность образовательных учреждений становится немыслимой без квалифицированной всесторонней помощи детям.
В связи с интенсификацией интеграционных процессов в специальном образовании приоритетное значение имеет проблема адаптации детей с нарушениями речи к условиям общеобразовательной школы. Возрастает значимость разработок особых методических систем, которые смогли бы наиболее полно учесть особенности детей с речевыми нарушениями в дошкольном возрасте.
Известно, что речь тесно взаимодействует со всеми психическими функциями, становясь постепенно базой для развития мышления, влияет на развитие личности в целом. Поэтому столь важно комплексное (прежде всего, психологическое) обследование речи учащихся массовой средней школы, среди которых значительное число детей с недостаточной её сформированностью. Вместе с этим знание особенностей интеллектуального развития дошкольников с речевыми нарушениями позволит обеспечить теоретическую основу для создания более эффективных коррекционных логопедических программ, учитывающих комплексное взаимодействие развития высших психических функций ребёнка в онтогенезе, способствующих преодолению речевых трудностей дошкольника и формированию полноценной готовности к школьному обучению.
Исходя из вышесказанного, актуальность исследуемой проблематики несомненна.
Цель данной работы заключается в выявлении особенностей интеллектуального развития старших дошкольников с речевыми нарушениями.
Объект исследования: интеллектуальное и речевое развитие старших дошкольников.
Предмет исследования: особенности интеллектуального развития старших дошкольников с речевыми нарушениями.
Гипотеза исследования: интеллектуальное развитие старших дошкольников с различными речевыми нарушениями характеризуется определенной спецификой (по сравнению со сверстниками с нормальным речевым развитием).
Цель данного исследования конкретизировалась через постановку следующих задач:
провести теоретический анализ литературы по проблеме;
выполнить диагностику интеллектуального развития старших дошкольников с нормальным речевым развитием;
выполнить диагностику интеллектуального развития старших дошкольников с речевыми нарушениями;
осуществить сравнительный анализ интеллектуального развития старших дошкольников с нормальным речевым развитием и с речевыми нарушениями.
В ходе нашего исследования были использованы следующие методы:
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--