Дипломная работа: Особенности Интернет-изданий в системе Югорских СМИ (на примере веб-сайтов ugrainform.ru и ugra.info)
Содержание
Введение
Глава I. Особенности развития и основные понятия онлайновой журналистики
1.1 История развития онлайновой журналистики России
1.2 Характеристика современного состояния онлайновой журналистики России
1.3 Принципы создания сетевых изданий
Глава II. Характер, форма и содержание онлайновых сетевых изданий Югры(на примере веб-сайтов ugrainform.ru и ugra.info
Заключение
Список использованных источников и литературы
ВВЕДЕНИЕ
онлайновая журналистика конкурентоспособность интернет
В настоящее время мы являемся свидетелями рождения нового вида средств массовой информации - онлайновых медиа, средой распространения которых стала всемирная компьютерная сеть Интернет.
С каждым годом в мире растет число онлайновых медиа-изданий, как электронных версий уже существующих газет и журналов, так и сетевых периодических изданий, не имеющих аналогов на бумаге. Создают странички в Интернете и ведут Интернет-вещание также телевизионные компании и радиостанции, возникают сетевые информационные и рекламные агентства.
Онлайновые издания это, прежде всего именно медиа-издания, рассчитанные на интерактивный (в режиме он- или оффлайн) обмен информацией между всеми их читателями, которых в данном случае уместнее было бы назвать сотворцами, создателями, сочинителями журналистского продукта, ведущего самостоятельную оцифрованную жизнь в бездонных недрах Интернета. Поэтому сетевые технологии позволяют потребителю искать и находить то, что ему нужно, а также производить ретроспективный поиск в первоисточниках.
Под руководством правительства РФ идет развитие информационного общества в нашей стране, вот как сам президент комментирует данную проблему: "Мы должны в ближайшие два года создать и информационные, и институциональные предпосылки для интеграции в глобальное информационное общество. В этом основная задача Совета" - Д.А. Медведев (из выступления 12 февраля 2009 года на заседании Совета по развитию информационного общества).
В целях обеспечения эффективного взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, общественных объединений, научных и других организаций в области развития информационного общества в Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 2008 года № 1576 был образован Совет при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации.
Совет формирует предложения по развитию информационного общества и определяет ключевые меры и механизмы, включая государственную поддержку, необходимые для решения этой проблемы, а также проводит экспертизу законопроектов по этим вопросам.
Всю отечественную сетевую периодику, вообще говоря, можно условно разбить на два основных потока: издания, зародившиеся в самом киберпространстве и ведущие в этом пространстве самостоятельную виртуальную жизнь, и Интернет-версии обычных газет и журналов, в той или иной мере дублирующие своих бумажных братьев-близнецов. Хотя кое в чем последние и отличаются от них, по крайней мере, использованием гипертекстового режима, без которого просмотр электронной прессы был бы невозможным.
Несмотря на специфику деятельности, (о ней более подробно будет изложено в ходе работы), неизменным остается результат деятельности, который сегодня ретранслируется в коммуникационном пространстве. Этот результат (в каком бы виде не был бы подан) имеет общие для всей журналистики черты:
- отражает мир социальной реальности и творческое «я» журналиста;
- несет на себе отпечаток источника информации;
- создается с учетом того или иного канала коммуникации;
- подчиняется профессиональным критериям, выработанным профессиональным журналистским сообществом.
Поскольку онлайновая журналистика представляет собой сравнительно недавно появившееся явление, исследования, непосредственно затрагивающие эту тему, стали появляться только в последнее время. В этих работах рассматриваются отдельные аспекты журналистской деятельности при использовании Интернета и других сетевых ресурсов; исследуются особенности российского рынка сетевых СМИ; выделяются особенности сетевых медиа; предпринимаются шаги по классификации новых сетевых медиа; анализируется материально-техническая база и информационная инфраструктура сетевой журналистики и др.
Интересную, на наш взгляд, классификацию новых российских медиа в Интернете предлагает М. М. Лукина[1] выделяющая три типа сетевых СМИ: «клоны», «гибриды» и «оригиналы». Первопроходцами Интернета стали именно «клоны» электронные версии традиционных СМИ, дублировавшие печатный вариант. Подобные «клоны» вряд ли могут считаться классическими или чистыми сетевыми СМИ, представляя старый тип контента на новом носителе. В качестве примера можно привести «Известия», «Общую газету», «Независимую газету» и массу других традиционных изданий.
«Гибриды», т.е. более «продвинутое» Интернет-СМИ, использующее в качестве первоосновы старое СМИ, его информационный потенциал и кадровые ресурсы, однако находящееся в своеобразном «самостоятельном плавании», обновляются более регулярно. Они оперативны и отличны от своих прародителей, хотя связи с их контентом не теряют. Примеры сайтов телекомпаний НТВ или РТР подчеркивают взаимовыгодный симбиоз традиционного и нового СМИ.
Наконец, «оригинальные СМИ» - это не имеющие аналогов сетевые медиа, созданные только в Интернете и для Интернета, использующие специфику Сети для производства, распространения и хранения новостей (Лента.Ру, Газета.Ру, Страна.Ру и др.). Это новый тип медиа.
Приведенная здесь классификация для нас интересна тем, что она дает возможность сделать важный вывод для дальнейшего раскрытия настоящей работы: онлайновая журналистика - продукт конвергенции слова и картинки, печатного и визуального типа контента, прежнего стиля изложения и повышенной оперативности в обновлении новостей.
Важными для понимания и раскрытия путей становления и перспектив развития онлайновой журналистики являются труды К. К. Колина[2] в области социальной информатики. Именно это направление все больше привлекает к себе внимание специалистов, в той или иной степени связанных с проблемами информатизации российского общества. Причина в том, что процесс информатизации общества и, в том числе развития новых сетевых технологий, который в ряде случаев все еще рассматривается как чисто технологический, по своей сущности является также и глубоко социальным процессом. Поэтому нам представляется удачным и определение А. Ракитова, который предложил квалифицировать глобальный процесс информатизации общества как социотехнологическую революцию, подчеркивая комплексный социально-технологический характер этого процесса[3] .
Анализ перечисленных исследований позволят сделать определенный вывод: в зарубежной и отечественной литературе накоплен достаточно большой и интересный материал, раскрывающий отдельные аспекты появления и функционирования новых масс-медиа, в том числе и сетевых онлайновых изданий. Однако до сего времени малоизученной остается региональный компонент интернет изданий, в частности он-лайн журналистики Югры, мы попытались проанализировать и классифицировать подобные издания на примере Югры, а также провести сравнительный анализ с их лучшими зарубежными, Федеральными аналогами.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе анализа возможностей, а также технологических и социальных факторов, изучить развитие онлайновой журналистики в Югре, определить место в системе СМИ региона, выявить тенденции ее развития, перспективы, а также условия становления новой профессии - онлайнового журналиста.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--