Дипломная работа: Особенности медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в учреждениях города Вологды
Введение
Проблема инвалидности интересовала людей с глубокой древности. Люди, страдающие от тяжелых недугов и имеющие ограниченные возможности для жизни и деятельности, на Руси традиционно являлись одним из объектов благотворительности и милосердия. Кроме того, в православной культуре им было уготовано особое место. Конец XX столетия в истории России является периодом больших перемен, которые коснулись различных сторон жизни государства, затронули все слои населения. Политика страны изменилась по отношению к инвалидам. Она стала, нацелена на предоставление инвалидам материального обеспечения.
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 числа жителей нашей планеты. Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками). Всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями.
В Российской Федерации на протяжении многих лет уровень инвалидности, как один из показателей здоровья населения, остается достаточно высоким. Рост инвалидности в нашей стране свидетельствует о снижении уровня здоровья нации в целом.
В настоящее время в Российской Федерации 1,6 млн. детей относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании и социальном воспитании, отвечающих их потребностями. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза.
Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди них 70–75% являются инвалидами.
В настоящее время в России численность инвалидов насчитывает более 5 млн., из них 1 млн. 800 тыс. составляют дети-инвалиды, в Вологодской области насчитывается более 100 тыс. инвалидов, среди них дети-инвалиды составляют 7 тыс. человек, а в одном только г. Вологде примерно 1,5 тыс. детей с ограниченными возможностями.
Хотя люди с ограниченными возможностями и их семьи по-прежнему наталкиваются на барьеры во взаимопонимании и общении с другими людьми, в целом же социальное отношение к инвалидам меняется в лучшую сторону.
В связи с актуальностью проблемы мы определили тему выпускной квалификационной работы «Особенности медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в учреждениях города Вологды»
Цель работы : выявление видов помощи детям-инвалидам в процессе реабилитации.
Объект исследования : социальные учреждения г. Вологды, имеющие реабилитационные возможности для работы с детьми-инвалидами.
Предмет исследования : организация помощи детям-инвалидам.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- Охарактеризовать теоретические аспекты социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями;
- Раскрыть понятие детская инвалидность;
- Обосновать виды реабилитационной работы с детьми-инвалидами;
Гипотеза исследования : мы предполагаем, что медико-социальная реабилитация является социально значимой проблемой в адаптации ребенка с ограниченными возможностями окружающего мира.
Методы исследования : теоретические: изучение литературы и документации учреждений, эмпирические наблюдения: анкетирование, методы материальной обработки данных.
Данное исследование дает возможность рассмотреть все аспекты особенностей медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в учреждениях. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы и приложений. В первом разделе рассматриваются теоретические аспекты социальной реабилитации детей – инвалидов. Во втором разделе изложены направления реабилитационной деятельности социальных учреждений г. Вологды.
1. Теоретические аспекты социальной реабилитации детей-инвалидов
1.1 Понятие детской инвалидности
Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975 г.) инвалид – это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его (или ее) физических или умственных возможностей.
В Рекомендациях 1185 к реабилитационным программам 44-й сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. инвалидность определяется как ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать свои стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того чтобы они могли жить независимой жизнью. (12)
Определение социально-правового статуса человека с инвалидностью получает развитие и уточнение в правовых документах на уровне законодательства. Так ФЗ РФ №181 от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов» с последующими его изменениями вводит следующее правовое понятие «инвалид».
Инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья, обусловленное заболеванием, последствиями травм или анатомическими дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности.
В развитие этого определения этот же закон водит еще один признак инвалидности – нуждаемость такого лица в социальной защите. Особый правовой статус установлен для инвалидов, не достигших 18-летнего возраста. Эта категория называется «дети-инвалиды». Порядок признания граждан, в том числе и не достигших 18 лет, инвалидами (возрастные изменения введены в закон с 1.01.2000 г.) установлен постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 г. №965, в соответствии с которыми гражданин признается инвалидом при наличии следующих условий:
- нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма;
- ограничение жизнедеятельности;
- необходимость осуществления мер социальной защиты.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--