Дипломная работа: Особенности нервной системы подростков, занимающихся разными видами спорта
Содержание
Введение
1. Обзор литературы
1.1 Значение физических упражнений для здоровья человека
1.2 Особенности нервной системы детей школьного возраста
1.3 Изменения свойств нервной системы у детей и подростков под влиянием различных факторов
1.4 Влияние свойств нервной системы на двигательные способности человека
1.5 Психофизиологические особенности подростков
1.6 Влияние физических нагрузок и спорта на психофизиологическое состояние подростков
1.7 Развитие больших полушарий в различные возрастные периоды
2. Организация и методы исследования
3. Результаты исследований
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Вопрос о воздействии физических упражнений на здоровье человека интересовал врачей и ученых с самых древних времен. В настояшее время, когда здоровье человека стоит на первом месте основных ценностей, один из способов профилактики различных заболеваний – занятия физкультурой. Активная мышечная деятельность оказывает благоприятное влияние на функционирование различных физиологических систем организма (А.М. Шлемин, 1988; Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина, 1989).
Физические упражнения положительно сказываются на умственной работоспособности и состоянии вегетативной сферы организма, деятельности внутренних органов (Г.Л. Апанасенко, Л.А, Попова, 2000). Благотворно воздействие физических упражнений на нервную систему. Много лет назад выдающийся русский учёный И.М. Сеченов, открывший основные закономерности физиологических функций человеческого организма, отмечал в своей известной работе "Рефлексы головного мозга", что всё бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению. И действительно, прыгает ли ребёнок на одной ноге, играя в классы, стремительно ли преодолевает спортсмен сложную слаломную трассу, выполняет ли учащийся сложное математическое упражнение, или исполняет музыкальное произведение скрипач - во всех случаях конечным проявлением сложнейшей нервной деятельности становится мышечное сокращение. Наш двигательный аппарат играет решающую роль в осуществлении связи с внешней средой, и это общий физиологический закон работы скелетной мускулатуры. Двигательные реакции - это сложные условные рефлексы, возникновение и течение которых определяются законами нервной деятельности.
Наиболее важной для осуществления движения является работа нервных клеток коры головного мозга. Здесь формируются связи между разнообразными внешними и внутренними раздражителями, сигналами от исполнительных аппаратов и внутренних органов, обеспечивающих их работу.
Чёткая функциональная система нервной деятельности обеспечивает двигательный акт во всём богатстве его мышечных проявлений. Под влиянием упражнений, тренировки течение нервных процессов облегчается, осуществляется всё более высокая согласованность в мышечной работе и деятельности сердца, лёгких и других органов. Образуется сложная и весьма подвижная система управления движениями, постепенно обеспечивающая их автоматизацию при одновременной способности к быстрой перестройке. Двигательная активность, физические упражнения тренируют, закаляют нервную систему. Это особенно важно для воспитания подростка, ибо даёт возможность выработать такие качества характера, как решительность, настойчивость, смелость, выносливость, ловкость. Хорошо известно, что люди, систематически занимающиеся физкультурой и спортом, более устойчивы к болезням. И это легко понять, представив в целом действие физических упражнений, проявляющееся в улучшении приспособительных реакций организма. Согласованная деятельность многочисленных органов и физиологических систем человека обеспечивает не только быстрое и наилучшее выполнение двигательной функции, но и подготавливает эти же системы в процессе упражнений к быстрой ответной реакции на иные, в том числе и неблагоприятные, воздействия. Развивается система так называемой неспецифической защиты. В то же время в организме физкультурников и спортсменов создаются выгодные физиологические условия для осуществления специфических защитных реакций - таких, как выработка иммунных тел. Всё сказанное позволяет утверждать, что физическая культура и спорт являются одним из основных средств предупреждения заболеваний и важным условием гармонического развития подростка.
В последнее время в средствах массовой информации, различных журналах и т.д. пропагандируются занятия различными видами единоборств т.к. они развивают устойчивость организма к стрессовым ситуациям, тактическое мышление, память, укрепляют защитные силы организма, поддерживая высокую работоспособность. Да и просто, если человек попадет в ситуацию, когда необходимо защитить себя, навыки полученные на тренировках очень пригодятся. В связи с этим многие родители предпочитают записывать детей именно в секции восточных единоборств, бокса, самбо и др. Нередки случаи, когда только родители решают, каким спортом будет заниматься их ребенок, или, в погоне за высокими показателями тренер, не учитывая индивидуальных особенностей спортсмена, организует тренировочный процесс, что может не только привести к негативным результатам тренировок, но и нанести вред здоровью человека.
В этой связи стала актуальной проблема выбора вида спортивной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями организма.
Целью нашего исследования стало выявление особенностей нервной системы подростков занимающихся спортом, на примере кик-боксеров и борцов детско-юношеского клуба «Восход».
Организуя исследование, мы ставили перед собой следующие задачи:
1) изучить индивидуальные особенности нервной системы подростков, занимающихся кик-боксингом и самбо.
2) сравнить особенности нервной системы кик-боксеров и самбистов.
1. Обзор литературы
1.1 Значение физических упражнений для здоровья человека
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--