Дипломная работа: Особенности обследования произношения у глухих школьников 11-12 лет

Выполнила:

студентка дневного отделения

группа 545

Виницкая Екатерина Сергеевна

Научный руководитель:

Ст. преп. кафедры СПП и ПМ

Сошникова Наталья Григорьевна

Квалификационная работа

допущена к защите

Зав. кафедрой специальной

педагогики, психологии и предметных методик

д. п. н. профессор

Молчанов С. Г.

Челябинск 2008


Оглавление

Введение………………………………………………………………………..….3

1. Проблема произносительной стороны речи в работах отечественных и зарубежных специалистов…………………………………………………….….5

1.1 Понятие произносительной стороны речи……………………………..........5

1.2 Развитие произносительной стороны речи у детей в онтогенезе……….…9

1.3 Выводы по 1 главе…………………………………………………………...20

2. Категория глухих детей………………………………………………............22

2.1 Психолого-педагогическая характеристика глухих детей………………..22

2.2 Особенности произносительной стороны речи глухих детей………….....28

2.3 Выводы по 2 главе…………………………………………………………...31

3. Изучение произносительной стороны речи глухих школьников………….33

3.1 Методика обследования произносительной стороны речи глухих школьников………………………………………………………………………33

3.2 Состояние произносительной стороны речи глухих школьников 11 – 12 лет…………………………………………………………………………………36

3.3 Направления работы по формированию произносительной стороны речи глухих детей……………………………………………………………………...40

3.4 Выводы по 3 главе…………………………………………………………...59

Заключение……………………………………………………………………….60

Литература …..…………………………………………………………………..61

Приложение 1…………………………………………………………………....65

Приложение 2…………………………………………………………………….66


Введение

Трудно переоценить роль, которую играет в нашей жизни устная речь. Выступая в качестве наиболее употребительного способа общения, устное слово одновременно служит для нас носителем языка, важнейшим инструментом мышления. Через всю историю сурдопедагогики красной нитью проходит стремление сформировать даже у полностью лишенного слуха ребенка «словесную речь не только в более доступном ему письменном или пальцевом виде, но непременно в виде устного слова» [40, стр. 149]. Одной из основных задач школы глухих является формирование произношения учащихся. Коррекционная работа по формированию произносительной стороны речи и развитию речевого слуха основывается на предварительном обследовании произношения в начале учебного года. Необходимо добавить, что проблема обследования произношения у учеников среднего звена в специальной литературе почти не отражена. Однако, именно на этапе перехода детей в среднее и старшее звено важно правильно построить коррекционную работу по формированию произносительной стороны речи. Рау Ф.Ф. отмечал, что «сформировать у глухого устную речь – значит обеспечить усвоение им необходимого словаря, грамматического строя языка, навыков восприятия устной речи и произношения, а также навыков общения с окружающими посредством устного слова». Именно поэтому обследование произношения данной возрастной группы приобретает особую значимость и актуальность.

Проблеме обследования произношения глухих школьников посвящены многие работы сурдопедагогов: Е. И. Андреевой, Н. И. Беловой, Э. И. Леонгард, Е. Ф. Рау, Ф. Ф. Рау, Н. Д. Шматко. Для всех исследований данных авторов характерны поиски оптимальных условий обучения глухих детей и стремление повысить эффективность педагогического процесса по формированию их устной речи.

В этом заключается и актуальность выбранной нами темы: «Особенности обследования произношения у глухих школьников 11-12 лет».

Цель данной работы – выявить особенности обследования произносительной стороны речи глухих школьников 11 – 12 лет.

Объектом нашей работы будет являться процесс обследования произношения глухих школьников 11-12 лет.

Предметом исследования - специфика обследования произношения глухих школьников 11-12 лет. В соответствии с поставленной целью можно обозначить задачи исследования:

- Проанализировать психолого – педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

- Обследовать произносительную сторону речи глухих школьников 11 -12 лет и проанализировать полученные данные.

- Разработать направления работы по формированию произносительной стороны речи глухих детей.

База исследования МСКОУ школа-интернат I вида(для глухих детей) № 10, 5а класс, 6 человек с диагнозом двусторонняя глухота.


1. Проблема произносительной стороны речи в работах отечественных и зарубежных специалистов

1.1 Понятие произносительной стороны речи

С психологической точки зрения произносительная сторона речи, то есть устная речь является специфической для человека формой общения людей с помощью языка. Лингвистика определяет язык как систему знаков, единиц разного уровня [12]. Лингвистическими единицами речи являются фонемы (смыслоразличительные звуки речи, специфические для каждого языка), лексемы (слова и словосочетания, образующие понятия), совокупность слов, фраз, текст.

По определению Ф. Ф. Рау, фонемой (от греческого phone – звук) называется наименьшая единица звукового строя языка, способная служить для образования и различения значимых единиц языка – морфем и слов [40, стр. 8].

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 173
Бесплатно скачать Дипломная работа: Особенности обследования произношения у глухих школьников 11-12 лет