Дипломная работа: Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Афанасьева Ольга Сергеевна
Научный руководитель: старший
преподаватель кафедры коррекционной
педагогики и специальной психологии
Трошкина О. В.
Дата регистрации:
Орел, 2010г.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические обоснования проблемы особенностей развития словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи
1.1 Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста
1.2 Психолого – педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи
1.3 Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Глава 2. Методика экспериментального изучения особенностей развития словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1 Цель, задачи, описание эксперимента
2.2 Анализ и интерпретация полученных данных
Глава 3. Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
3.1 Организация работы по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
3.2 Оценка эффективности работы по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Одним из самых распространенных речевых нарушений является общее недоразвитие речи. Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии в 50 – 60 годах XX века. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. Правильное понимание системы общего недоразвития речи, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении. Формирование словаря является наиболее важной задачей, решение которой поможет приблизить таких детей к нормальному психическому развитию. В процессе становления речи у дошкольников происходит нравственное, эстетическое, умственное воспитание, ребенок познает окружающую среду, предметный мир и развивается как личность в целом.
Актуальность проблемы очевидна, так как без глубокого знания особенностей развития словаря трудно представить дальнейшее развитие научных и практических вопросов в специальной педагогике, создание адекватных эффективных средств воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи. Необходимость изучения лексической стороны речи диктуется недостаточно глубокими разработками в данной проблеме.
Анализ литературных источников свидетельствует о том, что вопрос активизации словарного запаса дошкольников вызывает большой интерес у исследователей в различных областях научного познания. Так О. С. Ушакова [19] рассматривает развитие речи у детей в норме поэтапно, разработав программу развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Н. С. Жукова[7], Л. Н. Ефименкова [8], С. Н. Сазонова [16] рассматривали вопрос формирования словаря у детей с общим недоразвитием речи.
Методики обследования словаря предлагают В. Н. Макарова, Е. А. Ставцева [15]. Ф. Г. Даскалова разработала комплексный вербальный тестовый метод, основным приемом которого являются свободные словесные ассоциации. В. И. Яшина, Т. А. Ткаченко[18], В. В. Юртайкин, В. П. Балобанова[1] разработали методики по выявлению состояния словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи. Словарной работой занимались М. М. Алексеева[14], А. М. Бородич [2].
Цель исследования – выявить особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--