Дипломная работа: Особенности современного этапа формирования этико-аксиологических оснований социальной работы

Введение

1 Научная парадигма новой реальности и проблемы социальной работы

2 Актуальные направления исследования практики социальной работы в современном российском обществе

3 Теория и практика социальной работы: проблемы взаимодействия

4 Основные направления научных исследований в области теории социальной работы

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Этико-аксиологические корни социальной работы в современной техногенной цивилизации лежат в культе потребительских ценностей, в эгоизме человеческого рода. Выход из кризиса видится в освоении новых ценностно-нормативных стратегий, позволяющих повысить ценность социальной работы, преодолеть отчуждение человека от природы, соединить мир природы и мир человека, выработать новое мировоззрение и новую социальную этику.

Социальная этика есть та этика, которая формулирует ценностные предпосылки такого способа человеческой жизнедеятельности, который не ведет к социальной катастрофе.

Необходимо возродить чувство «сопричастности» (К. Юнг) человека к миру природы, восстановить духовно-символическую связь человека друг с другом.

Социальная этика имманентна духу социально-философской мысли: - существуют концептуальные предпосылки и основания, которые делают ее вполне органичной частью интеллектуального движения современности. Это, прежде всего, этика ненасилия Л.Н. Толстого, этика благоговения перед жизнью Альберта Швейцера, метаэтика Джорджа Мура.

Наука и религия – это два столпа, на которых зиждется ценностная ось социальной этики. Тот, кто найдет научную истину о сущности материи и сумеет соединить ее с духовным предназначением человека придет к подлинной социальной этике, которая поможет нам соблюдать надлежащую меру в отношениях с друг с другом.

Аксиология социальной этики охватывает материальные и духовные ценности, природные и человеческие ценности. Конвергенция природных и человеческих ценностей образует аксиологическое ядро социальной этики.


1 Научная парадигма новой реальности и проблемы социальной работы

Последняя треть XX в. знаменуется рождением новой пост-неклассической науки. Причиной тому стали революционные открытия в разных отраслях научного знания, значительно изменившие научную картину мира в целом.

Базисные принципы современного миропонимания:

1) Новое понимание категорий времени и пространства: согласно теории относительности Эйнштейна, пространство и время не абсолютны (могут претерпевать изменения) и не существуют как независимые реальности, а образуют четырехмерный континуум «пространство — время».

2) Принципы целостной картины мира не подчинены логике линейности и иерархии. Простое и сложное могут сосуществовать, не будучи связаны между собой иерархически, развитие сложной системы многоальтернативно (человек имеет дело с «созвездиями возможностей»).

3) Эволюция — система закономерных и случайных факторов. Возрос интерес к неустойчивым (неравновесным) динамическим системам, конструктивной роли случая, процессам самоорганизации и самодезорганизации.

4) Хаос может выступать в качестве самоорганизующего начала системы.

5) Необратимость и вероятность — объективные свойства реальности.

В контексте нового миропонимания интенсивно развивается гуманитарное знание: переосмысливаются проблемы индивидуального и социального бытия, характер социальных отношений, в том числе — отношений по поводу помощи и взаимопомощи, социальной защите и поддержке тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Эту тенденция принципиальных изменений проявляет себя при сравнительном анализе структурных сценариев социальной работы.

В процессе становления общенаучной парадигмы новой реальности видоизменяется и парадигма научного знания в области социальной работы.

Ее существенные характеристики:

- сосуществование, «диалог» различных методологических подходов в теории социальной работы (холизм — индивидуалистский подход);

- новое проблемное поле социальной работы — «пандемическая среда», общности и система поддержки, помощи в этих обстоятельствах;

- формы помощи носят не локализованный (социоэкономический, социально-психологический), а макроэкологический характер;

- приоритетное развитие комплексно-ориентированных теоретико-практических моделей социальной работы;

- базовое понятие — «жизненный сценарий личности».

2 Актуальные направления исследования практики социальной работы в современном российском обществе

Приоритетные задачи практики социальной работы:

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 214
Бесплатно скачать Дипломная работа: Особенности современного этапа формирования этико-аксиологических оснований социальной работы