Дипломная работа: Особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретический анализ исследования связной речи

1.1 Развитие связной речи в онтогенезе

1.2 Характеристика детей с общим недоразвитием речи

1.3 Связная речь детей с общим недоразвитием

Глава 2. Исследование уровня сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста

2.1 Цели, задачи и методы исследования связной речи детей седьмого года жизни

2.2 Анализ полученных результатов исследования

2.3 Методические рекомендации

Заключение

Библиографический список

Приложения


Введение

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.

В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связности речи необходимо также умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений.

У детей с нормой речевого развития в старшем дошкольном возрасте связная речь достигает довольно высокого уровня. Это очень важно для дальнейшего успешного обучения в школе, для всестороннего развития личности ребенка.

Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со сложными нарушениями речевого развития. При общем недоразвитии речи наблюдаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. В тоже время одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированности связной речи. Это обуславливает актуальность проблемы выявления особенностей связной речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста для построения наиболее эффективной коррекционной работы.

Вопросы формирования связной речи изучались Е. И. Тихеевой, А. М. Бородич, Ф. А. Сохиным, Л. С. Выгостким, А. А. Леонтьевым и др.

Проблема развития связной речи у детей с ОНР нашла свое отражение в работах В. П. Глухова, Т. Б. Филичевой, Л. Н. Ефименковой, Т. А. Ткаченко, Н. С. Жуковой и др.

Цель исследования: изучить особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Объект исследования: связная речь детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В основу нашей работы легла следующая гипотеза : у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи недостаточно сформирована связная речь, что проявляется в характерных особенностях построения ими связного высказывания.

В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи :

1. Проанализировать психолого-педагогическую и логопедическую литературу по проблеме исследования.

2. Провести диагностику связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

3. Провести количественный и качественный анализ полученных результатов исследования.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 495
Бесплатно скачать Дипломная работа: Особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи