Дипломная работа: Особенности управления финансами в отделах образования

Актуальность исследования. В настоящее время практически любое бюджетное учреждение независимо от сферы своей деятельности и размера переживает кризис. Эта ситуация сложилась из – за продолжительного, в течении 10 – 15 лет недофинансирования. По сути, бюджетные учреждения, не умеющие в условиях рыночной экономики получать прибыль, предоставлены сами себе. Тем не менее, в течение последних лет они начинают немного вставать на ноги, хотя очень медленными темпами. Цели у них могут быть разные – достижение максимальной отдачи от уже существующей системы, привлечение дополнительных средств или простое выживание. Учреждения общего образования – не исключение. Бесперебойная работа таких организаций необходима, так как по закону мы имеем право на определённые бесплатные услуги, без которых в жизни не обойтись. Их можно перечислять много, но одной из самых важных, автор работы видит в бесплатном общем образовании. Получается определённый замкнутый круг: граждане страны имеют право на бесплатные государственные услуги, а у самого государства нет средств для финансирования учреждений, предоставляющих эти услуги. Бюджетные организации сами вынуждены искать средства для покрытия своих расходов, или становиться вечными должниками, хотя пройдёт какое-то время и при отсутствии оплаты с ними рано или поздно перестанут работать. Нельзя забывать, что чем больше времени тянется недофинансирование, тем труднее будет связывать концы и концами в тот критический момент, который так или иначе наступит. Конечно, можно искусственно занижать планируемые расходы, игнорируя некоторые статьи финансирования, но от этого будет только хуже. По-мнению автора данной работы, нужно искать другие пути привлечения средств.

Поиск возможных альтернатив – это заключительная часть работы, поскольку сначала необходимо досканально изучить объект, чтобы результаты поиска соответствовали реалиям организации. Иначе проделанный труд будет бесполезным.

Целью данного проекта являются поиск дополнительных путей привлечения денежных средств для бюджетных организаций, занимающихся образовательной деятельностью.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

– изучение порядка и особенностей финансирования образовательных учреждений;

– изучение правил их работы на низшем (школы) и районном (отдел образования) уровнях.

Объектом исследования являются образовательные учреждения Колпинского района С-Петербурга.

Предметом исследования является процесс финансирование работы образовательных учреждений.

1. Анализ финансирования отдела образования

1.1 Целевое и внебюджетное финансирование

В начале работы необходимо определиться с некоторыми общими понятиями:

бюджетное учреждение – организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов;

главный распорядитель средств бюджета (далее – главный распорядитель) – орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или иной прямой получатель средств бюджета, определенный соответствующим законом (правовым актом) о бюджете на очередной финансовый год и имеющий право распределять ассигнования по направлениям, установленным этим законом (правовым актом), по распорядителям и получателям средств бюджета, находящимся в его ведении;

получатель средств бюджета (далее – получатель) – бюджетное учреждение, находящееся в ведении главного распорядителя или распорядителя, имеющее право на получение бюджетных ассигнований;

объем финансирования расходов – объем прав получателя на оплату принятых в установленном порядке денежных и иных обязательств за счет средств бюджета, в пределах которых органы, исполняющие соответствующие бюджеты, осуществляют кассовые расходы по поручению получателя;

лицевой счет – регистр аналитического учета органа казначейства, предназначенный для отражения в учете лимитов бюджетных обязательств, принятых денежных обязательств, объемов финансирования и кассовых расходов, осуществляемых в процессе исполнения расходов соответствующего бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями.

Бюджеты всех уровней должны быть сбалансированы. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. Закон о бюджете устанавливает общие лимиты на финансирование отраслей городского хозяйства по ведомственным статьям (то есть по главным распорядителем кредитов), по экономическим статьям и по целевым (функциональным) статьям.

Расходы бюджетов всех уровней подразделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов (текущие расходы) и бюджет развития (капитальные расходы). В бюджет развития входят ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством.

Капитальные расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, связанных с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается капитал, находящийся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Капитальные расходы предназначены для финансирования долгосрочных бюджетных программ и обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность. К ним относятся расходы, предназначенные для инвестиций, на проведение капитального ремонта, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели, и т.п. В составе капитальных расходов бюджетов формируется бюджет развития, который составляется на 5–6 лет не только на субфедеральном, но и на местном уровне. При этом часть расходов бюджета развития, которую предписано осуществлять в текущем году, будет включаться в текущий бюджет.

Текущие расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. В бюджете текущих расходов может быть предусмотрено выделение защищенных статей бюджета, расходы по которым производятся независимо от снижения объема поступления доходов бюджета. Несмотря на то что в Бюджетном кодексе РФ не предусмотрено их выделение, законы о бюджете субъектов РФ по-прежнему включают защищенные статьи бюджета. Обязательные расходы территорий – это те денежные средства, которые тратятся по утвержденным центральным правительством сметам.

Кроме того, все доходы и расходы располагаются в бюджетах по единой бюджетной классификации, представляющей собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. В Федеральном законе «О бюджетной классификации», подписанном Президентом РФ 15 августа 1996 г. №115‑ФЗ, отмечается, что бюджетная классификация включает: классификацию доходов бюджетов РФ; функциональную классификацию расходов бюджетов РФ; экономическую классификацию расходов бюджетов РФ; классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ; классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета; классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ; классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ; ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Ведомственная классификация бюджетов субъектов РФ утверждается законодательными (представительными) органами субъектов РФ.

В субъектах РФ создаются финансовые органы и органы финансового контроля в соответствии с законодательством субъекта РФ. Муниципальные образования создают финансовые органы в соответствии с уставом муниципального образования.

Финансирование образования осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ. В бюджетах территорий главными выступают расходы на социальные цели. На народное образование и профессиональную подготовку кадров из территориальных бюджетов выделяется более 60% всех расходов консолидированного бюджета РФ, на здравоохранение – около 55%, на социальное обеспечение – более 70%, на жилищно-коммунальное хозяйство – свыше 90%.

В схему централизованного государственного финансирования включаются некоммерческие организации (учреждений) вместе с органами исполнительной власти субъектов РФ для достижения целей образования. В нашем случае бюджет субъекта РФ – бюджет города Санкт-Петербурга.

Бюджет города расположен в основном на расчётных счетах, контролируемых Комитетом финансов.

Для Санкт-Петербурга главным распорядителем средств бюджета является именно Комитет Финансов. Поэтому необходимо подробнее остановиться на нём. Как было отмечено выше, исполнение бюджета СПб осуществляет Комитет финансов. Он действует на основе 4 документов: закона о бюджете на текущий год, поквартального распределения расходов (утверждает губернатор), детализированной росписи доходов и расходов первых получателей бюджетных средств (утверждает председатель Комитета финансов) и ежемесячных кассовых планов по финансированию (утверждает председатель Комитета финансов). Основные функции Комитета финансов:

- составление проекта бюджета и проектов смет внебюджетных фондов Санкт-Петербурга;

- исполнение бюджета Санкт-Петербурга, контроль использования бюджетных средств;

- прогнозирование и учет расходов и доходов бюджета Санкт-Петербурга;

- организация выпуска и размещения государственных облигаций Санкт-Петербурга и других форм займов;

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 291
Бесплатно скачать Дипломная работа: Особенности управления финансами в отделах образования